Авторская песня (история и современность)

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2015 » Октябрь » 23 » Вере Матвеевой 70 лет - не верится.
15:10
Вере Матвеевой 70 лет - не верится.

Один из моих любимых бардов. Мой текст, написанный 10 лет назад.

Вера Матвеева (23 октября 1945 – 11 августа 1976) родилась в г. Куйбышевка-Восточная Амурской области Хабаровского края (ныне г. Белогорск) в семье военного-инженера. В детстве очень любила петь. Стихи и песни начала писать очень рано, но самые известные написаны за короткий промежуток (1970-1974). Любимые поэты – Пушкин, Цветаева и Окуджава. Любила фантастику Жюля Верна и Рэя Брэдбери. Но больше всего любила Александра Грина. Кроме своих, пела песни Окуджавы, Кима, Туриянского. Написала семь песен на чужие стихи – Н. Матвеевой, К. Библа, Б. Окуджавы, У. Макдональда, Д. Самойлова и Р. Киплинга. Последние годы жила и скончалась в городе Химки Московской области. Похоронена на кладбище в Фирсановке.

23 октября Вере Матвеевой исполнилось бы 60 лет, но ранняя болезнь оборвала её жизнь почти 30 назад. Она, успев, написав всего-то 60 песен, прочно вошла в первые ряды классиков бардовской песни. Её песни поются – они в репертуаре лучших исполнителей, во всех сборниках и антологиях авторской песни.

В 25 лет Вере поставили диагноз саркома мозга. И таким образом, всё её творчество можно разделить на два этапа – «до» и «после». Сначала чисто женские песни с мечтой 
о любимом «…ты просто ушел к другой, а как мне тебя забыть?» или «не смотри в глаза мои – ведь я могу растаять», которые ничем особенным не выделялись среди многочисленных таких же песенок. 

Болезнь определила всё дальнейшее творчество Веры. Срок жизни был определён врачами в 4-6 лет, и она об этом знала. Ожидание смерти и жажда жить и любить 
сотворило самого трагического автора. Концентрация и сила чувств в её песнях достигла невозможных вершин, которых не удавалось достигнуть никому, ни до нее, ни после, в авторской песне.

«Беды не тают, а дни улетают…», «я откачалась на трапеции…», «ах, разбудили меня, разбудили,/ за грустный расчет засадили: /сколько отпущено дней/» - строчки, от которых у слушателей до си пор сжимается сердце, кроме Веры Матвеевой никто бы и не мог написать.
В это время она могла взять своё детское безоблачное стихотворение «оно вернулось вкусное как сосулька с крыши…» и сделать из него одну из самых своих трагический песен. Если в 15 лет она ничего не заметила и «пробежала мимо впопыхах», то теперь стихотворение превратилось в отчаянный крик - три раза «нету, нету, нету больше детства у меня». И это крик не только о потерянном детстве, болезнь прервала всё. Она только-только успела окончить в 1970-м году институт (МИСИ), а вдруг оказалось, что впереди шесть лет неизлечимой болезни. Были периоды улучшения здоровья, и тогда Вера выступала с концертами. Успела полюбить и даже выйти замуж. И всё это, зная «что ранена смертельно - по самые по перышки стрела в меня вошла…» 

Конечно, все её песни этого периода можно назвать песнями-прощаниями.
Как не отшучивалась на концертах Вера, что к ней они не имеет отношения,
когда её спрашивали, например, про что «Песенка про черную гуашь и про надежду»,
все они тесно переплетены с её жизнью. В них и вера «что ничего не случиться со мной…» и «надежда машет рукой…» и, конечно, любовь «буду вечно лететь в тёплом ветре любви…». 
Даже её голос «до и после» болезни отличается. Он приобрёл какую-то магию и силу воздействия, и даже спустя тридцать лет это отчетливо слышно.
К сожалению, её записей хорошего качества мало, а тех 15-ти песен в её исполнение, выпущенных в своё время фирмой «Мелодия», явно недостаточно. Исполнительские же варианты часто грешат ошибками. Что уж говорить, если и в её книге, подготовленную специалистами и выпущенную стотысячным тиражом, на одной из фотографий не она. А в песне «У любой реки» Верину мечту про снег летом «чтобы белый снег в жаркий летний день падал И лежал», сделали полным абсурдом, опубликовав «падал НЕ лежал». Жаль, ведь многие исполнители так и поют, поверив печатному слову.

Статей о Вере Матвеевой очень мало. Есть воспоминания. Лев Аннинский попытался объяснить её феномен в статье «Ледяная тайна». Но не смог выяснить, почему её песням
отдают должное, например, сами барды. Ведь «песни её не "подхватываются". Хором не поются. Приметами исторического времени не обладают. В социально-активные действия не вписываются» - задаёт он вопросы. Для него в её творчестве отсутствует реальность, и поэтому Гриновская Ассоль или Ибсеновская Сольвейг становятся в Вериных песнях просто именами, а любовь – просто словом «любовь». 

Я же, в первую очередь, в любой её песне вижу автора. Ведь все они, и про Сольвейг и про Асссоль, это ВЕРИНА жизнь в ЕЁ определенных условиях. Она и искала литературные образы для своих песен по накалу эмоций и страстей, сопоставимые с её собственными чувствами. «Но это всё такие пустяки в сравнении со смертью и любовью» написал Михаил Щербаков. Объединение в творчестве Веры Матвеевой «любви и смерти» с реалиями её личной жизни и создало уникальный и неповторимый мир её песен.
И чёрный цвет и присутствующая трагедийность в её песнях становятся почему-то светлыми и чистыми. А её просьба «не ищи меня, пожалуйста, я ушла гулять по городу»
снова и снова заставляет нас возвращаться к её песням. И почему-то верится и в «зелёный крепкий чай», который ты с ней пьёшь, когда она войдёт в твой дом своим удивительным голосом, и в то, что прогулка не закончилась, что Вера «просто вышла и бесшумно за собой закрыла дверь», оставив нас наедине со своими песнями.

 

Просмотров: 326 | Добавил: apksp | Теги: Вера Матвеева | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Я в жж