Начинаю публиковать ответы на вопрос: "Может ли существовать и развиваться сейчас авторская песня в России"?
Владимир Фрумкин (Вашингтон, музыковед, журналист)
Петушки ,1967, с Юлием Кимом
Попытаюсь ответить. Для меня "авторская песня" - это "гитарная поэзия". Ценю в ней более всего весомость и точность поэтического слова. Независимость взгляда на жизнь. Обращенность к образованному слою общества. В СССР она была важной частью "второй", альтернативной культуры и отчетливо выделялась на фоне разрешенной, официальной поэзии и песни. В постсоветское время она свою самобытность в значительной степени утратила. Новый расцвет бардовской песни может возникнуть в результате ухудшения, ужесточения политического климата в стране. Тогда возродится прежний, осознанный или неосознанный, стимул - противостояние официальной идеологии, цензуре, навязываемой сверху культуре, манере речи, тону, интонации.
Но (как я сказал однажды в беседе с писателем П. Межирицким, опубликованной в книжке "Певцы и вожди") есть и другой путь сохранения в обществе этой интеллектуально-эстетической отдушины, индивидуализированной и умной «поющейся поэзии». Путь, сходный с тем, каким давно идут свободные цивилизованные общества, в частности Франция с ее блестящей плеядой поющих поэтов. Там «омузыкаленный стих» тоже ведь возникает от противостояния - но не жёсткому режиму, а китчу, попсе, стандартизованной массовой культуре. А ведь нынешняя российская «попса» сто очков вперед даст европейской или американской по убогости мысли и вкуса, по примитивности слов и музыки! Вот вам и новое назначение для авторов «литературной песни» - продолжить среди этого безумного потока струйку умной песенной культуры.
От души желаю Вам, чтобы осуществился не первый, а второй путь…
29 июля 2014
Владимир Аронович Фрумкин (р. в 1929 году) - известный музыковед, журналист, эссеист. Закончил теоретико-композиторский факультет и аспирантуру Ленинградской консерватории, в 1957 году был принят в Союз советских композиторов. Среди опубликованных работ - "От Гайдна до Шостаковича" (очерк истории симфонии), "Особенности сонатной формы в симфониях Шостаковича", "Песня и стих" (о музыкально-поэтическом стиле Булата Окуджавы). В начале 60-х годов стал заниматься исследованием и распространением песен Булата Окуджавы, Александра Галича, Новеллы Матвеевой, Юлия Кима и других поэтов-певцов. В 1974 году эмигрировал в США, где опубликовал два сборника песен Б. Окуджавы с нотной строчкой и буквенным обозначением гармонии (издательство "Ардис", 1980 и 1986). Преподавал в Оберлинском колледже (штат Огайо), в Русской Летней Школе при Норвичском университете (штат Вермонт), с 1988 до 2006 года - сотрудник Русской службы "Голоса Америки" в Вашингтоне. В 2005 году в издательстве "Деком" (Нижний Новгород) вышла книга "Певцы и вожди", в которой автор размышляет о взаимоотношении искусства и власти в тоталитарных государствах, о влиянии "официальных" песен на массы и о возникшей после смерти Сталина альтернативной, свободной песенной культуре. В. Фрумкин живет в Маклейне - вирджинском пригороде Вашингтона. http://berkovich-zametki.com/Avtory/Frumkin.htm
Статьи Владимира Фрумкина
Доклад "Музыка и слово" в Петушках, 1967, http://www.ksp-msk.ru/page_42.html http://www.obivatel.com/artical/381.html
"МЕЖДУ СЧАСТЬЕМ И БЕДОЙ...", 2003, http://www.vestnik.com/issues/2003/0917/koi/v_frumkin.htm
Песни меняют цвет, или Как Москва перепела Берлин, 2004, http://www.vestnik.com/issues/2004/0414/win/vfrumkin.htm
"Казалось, что мелодии падают к нему с неба…" Беседа с Татьяной и Сергеем Никитиными, 2004, http://www.vestnik.com/issues/2004/0121/win/frumkin.htm
Возвращение Александра Галича, 2007, http://berkovich-zametki.com/2007/Zametki/Nomer19/Frumkin1.htm
«Раньше мы были марксисты…» Почему нацисты пели наши песни, а мы – их. 2008, http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer10/Frumkin1.php
Цветок или сорняк на скале? Судьба песни при тоталитаризме. Диалог. 2008. Часть 1 - http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer5/Frumkin1.php Окончание - http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer7/Frumkin1.php
«Портрет на фоне эпохи: Булат Окуджава в толковании Дмитрия Быкова», 2009, http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer12/Frumkin1.php
Еще раз о Булате, 2012, http://7iskusstv.com/2012/Nomer4/Frumkin1.php
«Но чудится музыка светлая, и строго ложатся слова...» О композиторском даре Окуджавы, 2013, http://7iskusstv.com/2013/Nomer6/Frumkin1.php
«Кто мы есть? За что нам это? Булат Окуджава и сегодняшняя Россия», 2014, http://7iskusstv.com/2014/Nomer5/Frumkin1.php
Интервью:
МУЗЫКА И СЛОВО, 2002, http://www.vestnik.com/issues/2002/0612/win/mezhritsky.htm
В прямом эфире "Эхо Москвы" Владимир Фрумкин.Эфир ведет Нателла Болтянская.
16 ноября 2003 года http://echo.msk.ru/programs/beseda/23958/#element-text
7 марта 2008 года http://echo.msk.ru/programs/autor/499464-echo/#element-text
|