Юлий Ким и Авторская песня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕАТР   (тексты, иногда аккорды, всего 24 песни)

 Ария о клевете
Пролог (из спектакля "Как вам это понравится")
Монолог шута 
(из спектакля "Как вам это понравится")
Монолог шута о фортуне

Монолог странника 
(из спектакля "Как вам это понравится")
Театральный разъезд  
(из спектакля "Как вам это понравится")
Монолог Вральмана  (из пьесы "Недоросль")
Диалог Цифиркина и Кутейкина 
(из пьесы "Недоросль")
Романс старой театралки
Песня военачальника 
из спектакля «Две стрелы» 
Монолог главы рода  
из спектакля «Две стрелы»
Разговор учителя и ученика  
из спектакля «Две стрелы»
Монолог ходока   
из спектакля «Две стрелы»
Хор археологов 
из спектакля «Две стрелы»
Утренняя колыбельная 
из спектакля "Ной и его сыновья"
Молитва о мире 
из спектакля "Ной и его сыновья"
Военный марш  
из спектакля "Ной и его сыновья"
Отчёт инопланетян о посещении Земли 
из пьесы "Ной и его сыновья"
Куплеты Жанжака  
из пьесы "Волшебный сон"
Волшебная сила искусства 
Испанская баллада - 1
Испанская баллада - 2
Испанская баллада - 3
Испанская баллада - 4

  Ария о клевете

Если надо человека
Съесть без вилки и ножа,
Это надо делать тихо, не спеша.
Тут словечко, там словечко,
И пошло, пошло, пошло,
Глядь - и нету человечка,
Что-то с ним произошло.
А то, что от рожденья
Для всех нас, сколько есть,
Нет выше наслаждения,
Чем человечка съесть!

А хотите побыстрее -
Не стесняйтесь, господа:
Напишите про злодея кой-куда...
Вот он выйдет на крылечко,
Всем довольный, как никто.
О! - а где же человечек?
А ведь был же только что!
А в чем же объяснение?
А вот в чем. ваша честь:
Нет выше наслаждения,
Чем человечка съесть!

Согласимся наконец-то,
Что естественный отбор
Возбуждает людоедство до сих пор.
Было так и будет вечно!
Так что, милое дитя,
Ешь человечка,
Ешь человечка,
А иначе он - тебя!

Пролог (из спектакля "Как вам это понравится")

Медам, месье, синьоры!
К чему играть спектакли
Когда весь мир театр,
И все мы в нем актеры, -
Не так ли, не так ли?
Медам, месье, синьоры!
Как жаль, что в этой драме
Бездарные гримеры.

Коварные суфлеры -
Мы сами, мы с вами.
О, как бы нам, синьоры,
Сыграть не фарс, а сказку.
О счастье и надеждах,
Сыграть, пока не скоро
Развязка, развязка!..

О, мир, где вместо падуг
Над нами арки радуг,
Где блещет вместо ламп луна!
Где мы, мы играем слабо,
О, как бы нам хотя бы
Не путать амплуа, амплуа...
Амплуа? Гоп-ля-ля!

Пускай блондина играет блондин
И никогда - брюнет,
А то перепутаем все как один
С черным белый цвет.
Пускай врача играет врач
И никогда - палач,
А то чуть запор - он хвать за топор,
И нет живота, хоть плачь!

Пускай корона венчает того,
Кто в самом деле лев,
А примутся уши расти у него -
Тут же заприте в хлев.
Не дайте шакалу сыграть овцу,
Копейке лезть в рубли,
Но дайте певцу, и только певцу
Считать, что он пуп Земли!

Вон вы, чья важность и полнота
Видны издалека,
Идите сюда на роль шута
И Джона-простака!
А вас, наверное, сама судьба
Прислала в зтот день,
У нас пустует роль столба,
А вы - здоровый пень!

Эгей, а ваша прыть и стать
И гордая отвага
Вполне сгодятся, чтоб сыграть
Макбета или Яго.
Эгей, синьоры, к нам эгей,
Синьоры, к нам сюда,
И кто из вас герой,
И кто из вас лакей,
Укажем без труда!..

И только вы, красавицы,
Так прелестны, так уместны
В роли нежных дам.
Как вам это нравится,
О, как вам это нравится,
О, как вам это нравится,
Как это нравится вам?
Медам, месье, синьоры!
Как это нравится вам?

Монолог шута 

Велик Господь: он создал плоть
С руками и с ногами.
Но к ней, чудак, прибил чердак
И начинил мозгами.
Будь ты учён или неучён,
В раю или в аду будь,
Ты человек: ты обречён
Всё думать, думать, думать...

Едва лучи в начале дня
Тебя коснуться робко,
Как начинается возня
Под черепной коробкой!
И целый день, и каждый день,
По гроб в буквальном смысле, —
Тебя преследует мигрень:
Всё мысли, мысли, мысли...

Им нет покоя, ни на чём
Они не ставят точки!
У мудреца отнимут дом
И жить заставят в бочке.
И от любви, и от мечты
Они оставят тень лишь...
О, ненасытные кроты!
Их никуда не денешь.

Монолог шута о фортуне

Поговоримте о Фортуне,
О Привиденье, о Судьбе, —
И уличим её в халтуре,
И умолчимте о себе.
О Воля Рока, Воля Рока!
Мы льстим тебе, как никому:
Ты безобразна, ты жестока,
Гнусна, глуха и кривобока,
И шлюха, судя по всему!

Тебя никто в глаза не видел,
Но и не видя — испытал,
А испытав — возненавидел
И удивляться перестал:
Отныне горькие упрёки
Не тратьте зря, не тратьте зря:
Ведь если вы гнусны, жестоки,
Коварны, злы и кривобоки, —
То лишь Судьбе благодаря!

Поймать преступную Фортуну!
Связать распутную Судьбу!
Её, за подлую натуру,
Предать ужасному суду!
В багряной маске и рубахе
Меч роковой подъемлю я...
И — подержав минуту в страхе -
Я отпущу Фортуну с плахи
И тем куплю любовь ея!

Монолог странника

Объехать землю и пройти пешком или в седле,
Не подарив ничьей земле души своей в пути,
Ты меж людей, но не с людьми, и в каждой стороне
Предаться радостям любви, но никогда вполне.

Войти в кумирню или храм, коснуться тайн святых,
Но ни кумирам, ни богам не вверить дум своих,
Иметь везде знакомых круг и никогда - друзей.
Ты сам себе и бог, и друг, и раб судьбы своей.

И вот однажды от дорог устав, иль просто так
Спросить: "А где ж родной порог, где твой родной очаг?"
И вдруг понять в конце концов и помнить об одном:
Что небо - вот твой отчий кров, а этот мир - твой дом!

Театральный разъезд

Слава отважным героям!
Слава великим поэтам!
Слава бессмертным легендам!
Ура! Ура! Ура!

Подвиг души благородной
Пусть нам послужит примером,
Яркой звездой путеводной
Пусть вам послужит...
А нам пора!

Как только этот занавес дадут в последний раз,
Последний прозвучит аплодисмент, -
Коня, копье и щит сдадим мы в реквизит,
Сдадим, - и, уходя, потушим свет.

И сняв долой парик седой и бороды отклеив,
Мы пустимся в обычные дела, дела, дела.
И нет и не было героев и злодеев
И подвигов во имя добра и зла!..

А есть одиннадцать часов и выход из театра,
Есть дети и семья, и дом родной.
Есть летние гастроли, репетиция на завтра
И в пятницу законный выходной.

Есть роли, гастроли, успех - чего же боле?
И слава Богу, что никто из нас
В жизни не осмелился накинуться на мельницу,
Имея на голове дырявый таз!

- Только я, очарованный зритель,
Глубоко потрясенный до слез,
Брошу к черту родную обитель
И коня оседлаю всерьез.

И поеду скакать и бороться
Против разных таинственных сил,
Ибо есть на земле благородство,
Я в себе его вдруг ощутил.

И в беде никого не покину,
И удары приму на себя,
И наверно, конечно, погибну, -
А потом вы играйте меня!

- В добрый путь! Мы смеяться не станем.
А когда утомишься от ран, -
Приходи. Мы еще раз обманем!
Ты умеешь поверить в обман!

Монолог Вральмана  из пьесы "Недоросль" по мотивам 
Д.Фонвизина

Митрофанхен, друг мой, сфетик,
Ты послушай старишка:
Никакой грамматик и ни арифметик
Не нужны твоей башка.

И зачем привез царь Петер
Для навоз одеколонь?
Как это по-русски будет, донер веттер, -
Этот корм не в конь!

Проживешь и так отлишно. 
Будешь с места брать галоп.
Для тебя, голубшик, голова излишна –
Был бы только крепкий лоб!

Для чего ж тут Аристотель?
От нефо тоска и скук.
Как это по-русски будет, дукомпф тойфель, -
Это гусь свинье не друк!

Ваш страна особый случай,
Разобраться мудрено:
Кто у вас ушитель, кто обычный кучер –
Или все это одно?

Как приятно чужестранцу
Находить у вас приют!
Как это по-русски будет, айн унд двайнцих,
Был бы шея – есть и хомут!

Песня частных репетиторов

Диалог Цифиркина и Кутейкина  из пьесы
по мотивам "Недоросля" Д.Фонвизина

У кого есть глупо дитятко,
Неразумное, хоть брось,
Вы подите нас найдите-тко:
Вразумим его авось.
Чай, вдолбим науку олуху,
Да родные подсобят.
Что не примет через голову,
То примет через зад.

Просим ваше благородие
По алтыну за урок,
Да за тупость ту отродия
В год накиньте пятачок.
Неученье – темень дикая,
А ученье, - слышно, свет.
У кого есть глупо дитятко?..
У кого их только нет.

Романс старой театралки

И в детстве моем невозвратном,
И к старости, близкой уже,
Дышу я одним лишь театром,
Когда я не в нем - он в душе.

Подруги считают, что, дескать,
У жизни моей слишком бедный сюжет.
Ну что ж, вы же знаете: страсть - это деспот,
А деспоты требуют жертв.

Звонки отзвучали...
Буфет вымирает...
Смеркается в зале -
На сцене светает.
Божественный Гете!
Бессмертный Шекспир!
Я думаю, в этом -
Вся жизнь и весь мир.

И в детстве, и позже, подростком,
Как буря, рвалась я в театр -
Сыграть на священных подмостках
Хотя бы Марию Стюарт.

Ах, наши надежды на счастье!..
Про это вы знаете лучше меня:
Мечты исполняются - но лишь отчасти.
Отчасти сбылась и моя.

И вот я спешу каждый вечер,
В костюме мой выход вот-вот!
Я первая зрителя встречу,
Такой мне оказан почет!

Еще до вступленья оркестра,
Еще до звонка перед вами стою:
Пальто принимаю - и царственным жестом
В ответ номерки выдаю!

Звонки отзвенели,
Вот кто-то вбегает,
И он еле-еле
Вбежать успевает.
А там и Островский!
А там и Толстой!
Меня Смоктуновский
Подвозит домой!
Или Толя Папанов,
Или Миша Ульянов,
Однажды Миронов,
Шесть раз Броневой!

1982

Песня военачальника

Ишь, как он выпендривается взглядом и видом!
Мы тут переживаем, а ему, небось, смешно!
Он такой, он герой! Ах ты, индивидуум!
А мы - ихтиозавры? А нам не дано?

А ему чего дано - кто ответит?
А чего тут отвечать, зря крутить мозги:
Две руки, две ноги, и, прошу заметить,
Это не лучшие в мире две руки и две ноги!

Рассмотрим гада со всех сторон:
Зачем все стадо нам портит он?
Какой ужасный, какой ушастый!
Нет, нам не надо, нет, нам не надо,
Не надо нам белых ворон!

Он еше толкует насчет равенства и братства,
А самому противно даже беседовать со мной!
Его хлебом не корми - дай покрасоваться!
Он ведь и на смерть пойдет из подлости одной!

И плевать, и подыхай - потомки нас рассудят.
И плевать, кого они осудят из нас!
Все равно, все равно, все равно - по твоему не будет!
Даже если ты и прав сорок тысяч раэ!

Нет, нам не надо белых ворон!
Зачем все стадо нам портит он?
Какой ужасный!
Какой ушастый, ушастый, ушастый!..
С глаз долой - из сердца вон!

Монолог главы рода

Куда ни глянь, куда ни плюнь,
Куда ни глянь, ни плюнь, ни кинь,
Послушай, я тебе скажу, мой мальчик, -
Беги!
Беги туда - не знаю куда,
Беги за тем - не знаю за чем,
Вдруг встретишь то - не знаю что...
Себя побереги,
Себя побереги!

Куда ни глянь, куда ни кинь,
Сыночки, внуки, правнуки, -
Во всех вас кровь моя, мой мальчик,
Заметь.
И если уж родня родню
Свести решила на корню, -
Так, значит, нас постиг недуг...
Зачем тебе болеть?

Может где-то бродит
Голубой народец,
Еще не задетый
Заразою этой.
Все его стремленья -
Сытная еда,
Сладкие коренья,
Чистая вода...

У них - и власть и все права,
А у тебя одни слова, -
Слова теперь любому смыслу наряд.
Отныне цель житья-бытья
У тех - своя, у тех - своя,
Тут говори - не говори...
Беги, тебе говорят,
Беги, тебе говорят,
Беги!..

Монолог ходока

Слушайте женщин! Слушайте женщин! Слушайте!
Ибо все они поголовно,
Не желая ни власти, ни славы,
Никогда и ни в чем не виновны
И всегда безусловно правы!

И какую бы чушь ни спороли,
Переврав и запутав слова,
Они правы по природе,
А природа всегда права!

Слушайте женщин! Слушайте женщин! Слушайте!
О, если бы мы умели
Всего-навсего женщин слушать, -
Мы навеки бы расхотели
Убивать, разорять и рушить.

И тогда бы и наши бабы
Перестали бы лгать и грешить...
Но мы слишком не любим учиться,
Ибо слишком мы любим учить!

Слушайте женщин! Слушайте женщин! Слушайте!
Не с врагами в бою упорном -
Только с женщиной наедине,
Только с ней в поединке любовном
Мы, мужчины - мужчины вполне.

О, какие даем мы клятвы!
О, какие обеты даем!
В этот миг мы воистину святы,
Всемогущи, добры и богаты,
Только жаль, что к утру устаем...

Слушайте женщин! Слушайте женщин! Слушайте!..

Разговор учителя и ученика

Юлий Ким

УЧИТЕЛЬ:
- Ах, неужели действительно
Уж так уж необходимо
Быть непременно честным
И поступать соответственно?
И, встречаясь с неправотою
Сильных и злобных людей,
Неужели уж так уж естественно
Рисковать головою своей?
Я не знаю...

УЧЕНИК:
- А чего тут знать?
А чего тут знать-то?
Я могу уважать исканья и сомненья,
Я могу уважать уважение к врагу,
Но в вопросах чести
Топтание на месте -
Режьте меня, жгите меня,
Я уважать не могу!
Уж если знаешь, что к чему, тогда о чем же речь?
Уж если у тебя душа на самом деле болит-горит-кипит,
Чего там колебаться и голову беречь?
Чего там, - правда победит!

УЧИТЕЛЬ:
- Ах, я не знаю, имею ль,
Имею ль я полное право
Указывать людям дорогу,
Которую сам одолею ли?
Которая, что естественно,
Слишком многим невмоготу.
И, пожалуй, вообще безответственно
Обнаруживать свою правоту.
Я не знаю.

УЧЕНИК:
- А что тут знать?
А чего тут знать-то?
Я могу уважать нелепые прожекты,
Я могу уважать много еще чего.
Но кто хочет действовать и стесняется лишней жертвы -
Режьте меня, жгите меня,- за что уважать его?
Уж если знаешь, что к чему, тогда о чем же речь?
Уж если у тебя душа на самом деле болит-горит-кипит,
Чего там сомневаться и голову беречь?
Чего там,- правда победит.

ХОР:
- Уж если ты на самом деле знаешь, что к чему,
Тогда конечно за тобой мы все пойдем гурьбой.
А если мы гурьбою шагаем за тобою,-
То значит, ты знаешь, что к чему!

Хор археологов  из спектакля «Две стрелы»

Мы археологи,
А вы все олухи.
Вы обыватели –
У вас отсталый взгляд:
Вот ты на камень сел –
А там Гомер сидел,
Ты плюнул под ноги –
А там гулял Сократ!

По древним досточкам,
По старым косточкам
Мы реставрируем
Времен могучий ход
Для изумления
И для сравнения –
На сколько все-тки
Мы ушли вперед.

Какие глупости
И несуразицы
Имели место
На заре текущих дней –
Рассмотрим прошлое,
Усмотрим разницу,
И перспектива
Нам становится ясней!

1978-1979

Утренняя колыбельная  из спектакля "Ной и его сыновья"

Как спокойно,как красиво
На рассвете люди спят -
Словно нет и не бывает
Огорчений и утрат.

Все вчерашние заботы
Словно смыл блаженный сон,
Брови хмурые расправил
И морщины сгладил он.

И доверьем, и покоем
Дышит каждая черта.
Только, может быть, осталась
Складка горькая у рта.

Это след неизгладимый...
И откуда он, Бог весть:
Оттого ль, что счастья нету,
Оттого ль, что совесть есть...

Посмотри на человека
В сонной утренней тиши:
Сколько в нем тепла и света
Нерастраченной души!

Погоди звенеть, будильник,
Придержи идущий день,
Дай еще полюбоваться
На людей - как на детей...

1984

Военный марш

из спектакля "Ной и его сыновья"

Мы идём - день, ночь,
Мы идём - ночь, день,
Мы идём - зной, снег,
Мы идём !
Для кого-то грех - мы идём,
Для кого-то смех - мы идём,
Для кого-то смерть -
Мы идём !

До свидания край родной,
Мы шагаем прямо в рай !
Ты не жди, не жди. не жди меня родная,
Я любил тебя - прощай !

Одиннадцать солдат 
Пошли купаться в море,
Одиннадцать солдат
Забыли о пароле,
Патруль был строг -
Слегка нажал курок,
И вот вам результат:
Семеро солдат !

Семеро солдат
Сивухи налакались,
Семеро солдат
Полковнику попались,
Двоих он расстрелял.
А третий сам не встал,
И вот вам результат:
Четверо солдат !

Четверо солдат
Направились к борделю,
Четверо солдат
Пробыли там неделю,
Но бледный спирохет
Загнал их в лазарет,
И вот вам результат:
Геройски погиб весь отряд...

До свиданья, родной край,
Мы шагаем прямо в рай !
Ты не жди, не жди. не жди меня родная,
Я любил тебя! Прощай !

1984

Молитва о мире

Господи, помилуй!
Господи, не погуби!
Не допусти до последней погибели род человечий!
Сжалься, подвигни суровые души к любви и согласью,
Дай устоять перед злом и соблазном, Отец наш предвечный,
Не наказуй неразумных людей окончательной казнью!

Господи, не погуби!
Сжалься, Всеправедный отче! 
Ведаем мы, что творим, что делаем – все разумеем,
Но неизбежен, как рок, мрак наступающей ночи.
Боже!
Спаси!
Вразуми!
Ты же видишь, что мы не умеем

Г О Л О С:

Но как же так… Вы знаете давно,
Где свет… где мрак… что зло и что добро.
И вам дана свобода – выбирать.
И я ее не в силах отобрать.
Иначе вы не будете людьми.
Иначе невозможно быть людьми!..

Отчёт инопланетян о посещении Земли  из пьесы "Ной и его сыновья"

Нам понятна эта протоплазма,
И особенность ее известна:
Слишком малая доля разума
Относительно общего веса.

А поскольку всяческое действие –
Это сочетание ума и страстей,
То, как следствие, происходят бедствия
От несоответствия этих частей.

А так как эти бедствия составили прогрессию,
Стремительно растущую из века в век,
Это приведет к абсолютному бездействию
Данной протоплазмы, типа «человек».

Таковы наши общие выводы
Для центральной картотеки, сектор номер семь:
«самоистребляющиеся индивидуумы.
Гуманоподобные»
(Правда не совсем.)

Куплеты Жанжака   из пьесы "Волшебный сон"

Хоть ты лопни, хоть ты тресни -
Хорошо сидеть вот так:
Дух витает в поднебесье,
Оболочка пьет коньяк!
В небесах со мной Спаситель
Обсуждает то да сё, -
Ах! Не будите меня, не будите,
Мы ещё обсудили не всё!

Кто сказал, что я из пьяниц
Самый дряхлый и седой,
Когда вон, каких красавиц
Вижу я перед собой!
И, любую взяв за талью,
Удаляюсь вглубь куста,-
Ах! не будите меня, заклинаю:
Я хочу досмотреть до конца!

Кто сказал, что я в канаве
Целый день валяюсь пьян,
Когда я в красе и славе
Африканский богдыхан!
И звезда моя в зените,
И сады мои в цвету,-
Ах! Не будите меня, не будите,
Все равно никуда не пойду!

Волшебная сила искусства 

(История, приключившаяся с комедиографом Капнистом в царствование Павла I и пересказанная мне Натаном Эйдельманом)


Капнист пиесу накропал, громадного размеру.
И вот он спит, в то время, как царь-батюшка не спит:
Он ночь-полночь пришел в театр и требует премьеру.
Не знаем, кто его толкнул. История молчит.

Партер и ложи - пусто все. ни блеску, ни кипенья.
Актеры молятся тайком, вслух роли говоря.
Там, где-то в смутной глубине, маячит жуткой тенью
Курносый царь. И с ним еще, кажись, фельдъегеря.

Вот отмахали первый акт. Все тихо, как в могиле.
Но тянет, тянет холодком оттуда (тьфу-тьфу-тьфу!)
"Играть второй!" - пришел приказ, и с Богом приступили,
В то время, как фельдъегерь: "Есть!" - и кинулся во тьму.

Василь Васильевич Капнист метался на перине:
Опять все тот же страшный сон, что был уже в четверг:
Де он восходит на Олимп, но, подошел к вершине,
Василь Кирилыч цоп его за ногу - и низверг.

За ногу тряс его меж тем фельдъегерь с предписаньем:
"Изъять немедля и в чем есть отправить за Урал,
И впредь и думать не посметь предерзостным мараньем
Бумагу нашу изводить, дабы хулы не клал."

И не успел двух раз моргнуть наш, прямо скажем, Вася,
Как был в овчину облачен и в сани водворен.
Трясли ухабы, трряс мороз, а сам-то как он трясся,
В то время как уж третий акт давали пред царем.

Бледнел курносый иль краснел - впотьмах не видно было.
Фельдъегерь: "Есть!" - и на коня, и у Торжка нагнал:
"Дабы сугубо наказать презренного зоила,
В железо руки заковать, дабы хулы не клал!"

"Но я не клал! - вскричал Капнист, точа скупые слезы -
Я ж только выставил порок по правилам искусств!
Но я его и обличил! За что ж меня в железы?
И в пятом акте истоптал, - за что ж меня в Иркутск?!"

Меж тем кузнец его ковал с похмелья непроворно.
А тут еще один гонец летит во весь опор...
Василь Васильевич Капнист взглянул, вздохнул покорно,
И рухнул русский Ювенал у позлаченных шпор!

...Текли часы. Очнулся он, задумчивый и вялый.
Маленько веки разлепил и посмотрел в просвет:
"Что, братец, там за городок? Уже Иркутск, пожалуй?"
- "Пожалуй, барин, Петербург" - последовал ответ.

"Как...Петербург?!" - шепнул Капнист, лишаясь дара смысла.
- "Вас, барин, велено вернуть до вашего двора.
А от морозу и вобче - медвежий полог прислан,
И велено просить и впредь не покладать пера."

Да! Испарился царский гнев уже в четвертом акте,
Где змей порока пойман был и не сумел уползть.
"Сие мерзавцу поделом!" - царь молвил, и в антракте
Послал гонца вернуть творца, обернутого в полсть.

Все ближе, ближе Петербург, и вот уже застава.
И в пятом акте царь вскричал: "Василий! Молодец!"
И на заставе ждет уже дворцовая подстава,
И только прах из-под копыт - и махом во дворец.

Василь Васильевич на паркет в чем был из полсти выпал.
И тут ему и водки штоф и пряник закусить.
- "Ну, негодяй, - промолвил царь и золотом осыпал -
Пошто заставил ты меня столь много пережить?"

...Вот как было в прежни годы,
Когда не было свободы!

1984

Испанская баллада - 1

В славном городе Толедо
Жил почтенный командор,
Был он всеми уважаем,
Твёрд душой и сердцем добр.
Славно жил и мирно дожил
До своих преклонных дней,
И сказал: "Спасибо Боже !
Счастлив я в судьбе своей".

И раздался голос свыше:
- Слепец ! Пока не лёг ты
На городском погосте,
Взгляни, как не далёк ты
В своём самодовольстве !
Ты видишь только то, что
Желаешь видеть ты.
Противно мне и тошно
От этой слепоты !

Твой сын погряз в разврате,
Племянник твой - мошенник.
Тебя все любят ради
Чинов твоих и денег.
А верная супруга
По мудрости своей
Давно имеет друга
Среди твоих друзей.

И бежал в тоске и гневе
Наш несчастный командор
Жить в лесу на чёрством хлебе
У подножья диких гор.
Там он плакал и молился,
Проклиная всё и вся.
Но однажды изумился
И подумал про себя:

"А как там мой сыночек ?
А что там мой племянник ?
А где моя супруга,
И кто её избранник ?
Я знаю, что, бесспорно,
Всё суета сует,
Но разве до сих пор я
Рогат ?
А может, нет ?"

Он спрашивал деревья -
Они в ответ молчали.
Он лазал на вершины
И всматривался в дали.
Наш ряхлый непоседа
Был жалок и смешон.
И он пошёл в Толедо.
И, говорят, пришёл.

Испанская баллада - 2

В славном городе Толедо
Как-то раз один обманщик
Наставлял своих детей,
Как обманывать людей.

- Внемлите мне, о дети,
Возлюбленные чада:
Правдиво жить на свете
Возможно, но не надо.
Погибнешь одиноко
В мучительной борьбе.
А много ль в этом проку ?
Ни людям, ни себе.

Король, монах, апостол,
Учёный или воин -
Всё это те, кто просто
Пока ещё не пойман.
Мошенники и плуты,
Куда ни оглянись.
Что следует отсюда ?
Смотри не попадись.

Один раз доверяйтесь,
Но десять раз проверьте,
Всех в дружбе уверяйте,
Но никому не верьте.
Води людишек за нос,
Тогда судьбу свою
Устоишь всем на зависть -
Я правду говорю !

- О, возлюбленный родитель !
Мы прониклись вашей речью -
И поэтому не веримъ
Ни единому словечку.
Ваша проповедь прелестна,
И поэтому в дальнейшем
Будем жить мы только честно,
Даже если будет нечем.
Вы так пылко распинались
Про обман и воровство,
Что мы сразу догадались:
Правда - выгодней всего !

Испанская баллада - 3

В славном городе Толедо
Много лет тому назад
Люди строго соблюдали
Свое место и рязряд.

И считалось невозможным,
И никто не представлял,
Чтобы дочь свою сапожник;
За пирожника отдал;
Чтобы юная портниха
Вышла замуж за врача;
Чтобы повар поженился
На принцессе сгоряча.

Ах, какие были драмы
Из-за этих пустяков!
Но родители упрямы,
Как всегда спокон веков.

И вот однажды вечером залетный воробей
Стащил делать нечего три ящика гвоздей,
Чик-чик-чиркнул весело и клювом тук да тук,
И – взял да перевесил он все вывески вокруг.
Висит калач пирожника над домом кузнеца,
Торчит сапог сапожника на башенке дворца.
Над грязною казармою белеют кружева,
И сразу смешалось все – кто в лес, кто по дрова:

Солдат пошел к прачке,
Моряк пошел к рыбачке,
Рыбак пошел к портнихе,
Портной побежал к поварихе,
Повариха - к учителю танцев,
Учитель танцев – к одной кружевнице,
А та кружевица уже у судьи,
А судья у швеи, а швея к офицеру,
Офицер в карауле, караул – в кабаке,
А кабак
Поднял якорь и флаг
И уплыл по реке!

А к королеве во дворец
Пришел из кузницы кузнец
И занял место короля,
Когда отмылся от угля.
И тем королева довольна была.

Испанская баллада - 4

В славном городе Толедо
Много лет тому назад
Жили-были два учёных:
Эскулап и Гиппократ.
И они предупреждали,
Убеждали день и ночь:
"Дорогие горожане,
Мы мечтаем вам помочь.

От глупости и праздности вам кажется, что вы
В полнейшей безопасности - а в сущности: увы !
Вы пьёте и глотаете вино и виноград,
А в сущности не знаете, что это чистый яд.
У вас су тра до вечера всё песенки и пляс,
А это всё от печени: больна она у вас.

Да ! В каждом горожанине мы сможем на пари
Найти заболевание снаружи и внутри !
Да ! полно петь и нежиться в кругу своих подруг
Да ! тёмное невежество - вот главный ваш недуг !"

И лечился весь Толедо
У премудрых докторов:
В самом деле весь Толедо
Оказался нездоров !
Язвы тайные и хвори
Вдруг нашлись у всех подряд,
Процветали только двое:
Эскулап и Гиппократ.

Да! В каждом горожанине снаружи и внутри
Нашлось заболевание, а то и два и три !
Все бледные и слабые, не пляшут не поют,
Глотают только снадобья, одни микстуры пьют.
Нет выбора у смертного, одно диктует рок:
Ты должен что-то жертвовать - жизнь или кошелёк !

В славном городе Толедо
Много лет тому назад
Побранились два соседа:
Эскулап и Гиппократ.
Что они не поделили -
До сих пор не знаем мы,
Но друг друга истребили
Эти славные умы.
Хоронил их весь Толедо
На кладбище у стены...

С поминального обеда
И поныне все пьяны !

Да ! До сих пор печальные от горя и утрат
Глотают все в отчаянье вино и виноград.
И, словно сумашедшие от грусти и невзгод,
Поют с утра до вечера и водят хоровод.
Всю ночь вздыхая, нежатся в кругу своих подруг...
О, тёмное невежество - ты славный наш недуг !


на главную страницу

Использование материалов и фотографий сайта без ссылки на источник запрещено!