|
|
Юлий Ким: Литератор самого широкого круга талантов (Использованы материалы программы «Юлий Ким и его друзья» от 24 декабря 2006 ТВ "Культура") Юлий Ким. Литератор самого широкого круга талантов
Юлий Ким - это целая эпоха в русской литературе вообще и в поэзии в
частности. Он начал сочинять стихи и песни еще в институте. Многие
из них стали поистине народными. Его называют одним из лучших бардов
России. Песни Кима звучат в 50 фильмах и не менее чем в 40
спектаклях. По оригинальным сценариям Юлия Ким сняты два фильма -
«После дождичка в четверг» и «Раз, два - горе не беда», по его
драматическим произведениям поставлены спектакли.
Александр Городницкий: «Почему-то принято считать, что барды – это второй сорт, а поэты – это первый сорт. Ничего подобного. Стихи, которые поются на мотив, ничуть не хуже, а может, и лучше, чем то, что напечатано в книжке. Ким – блестящий поэт. Это не возбраняет ему быть блестящим бардом. Как и у Высоцкого, его четырехстопные рифмы не читаются с листа, а поются. И Окуджава... Но не в этом дело. Юлий Ким – блистательное воплощение еще и драматурга, и прозаика. Он вообще то, что называется "литератор самого широкого круга талантов"». 23 декабря 2006 года Юлий Ким отметил юбилей. Наш телеканал показал юбилейный вечер, съемки которого состоялись в Театре Елены Камбуровой. Юлий Черсанович исполнил свои песни, читал стихи. Его поздравили друзья и коллеги, некоторых из которых он знает более 50 лет: Петр Фоменко, Валерий Золотухин, Марк Розовский, Елена Камбурова, Александр Городницкий, Юрий Ряшенцев, Владимир Дашкевич, Михаил Левитин, Дмитрий Сухарев, Андрей Семенов. Гости вечера не просто говорили теплые слова о Киме, разумеется, они приготовили для него сюрпризы. Программа «Юлий Ким и его друзья» была показана 24 декабря 2006 года в 20:10. Юрий Ряшенцев: «Вот сидит человек, шутит, болтает, а это один из пяти великих русских бардов. У меня свой счет, может, кто-то скажет, что я кого не назвал. Но для меня существуют 5 абсолютных величин в этом смысле. Одна из них – Юлий Ким. Когда мы учились в институте, мы писали песни, которые мне стыдно вспоминать. Я никогда не цитирую ничего из того, что тогда было написано. Это вполне укладывалось в формулы, как сказал Володя Красновский: "Мы прошли сквозь снега и метели, не страшны нам озера и ели". Или : "Как хорошо , что мы промокли". Была такая доминанта туристского творчества. Этим мы все и занимались. А однажды пришел Юлик и прочел стихотворение, которое я запомнил сразу, от первой до последней строки. Вы только вслушайтесь, как оно написано, это 1955 год: Червивый гриб, кому ты нужен, Зачем ты мною обнаружен ? Зачем вообще ты рос и лез Из кожи вон, позоря лес? Жарища! Лень ногами двигать. В глазах рябит, виски в тисках, А надо радоваться, прыгать, Тебя в овраге отыскав. Теперь мы новый гриб отыщем И вскроем - вдруг он нездоров ? Из-за тебя не веришь тыщам Нормальных, в сущности, грибов. По тем временам это был шедевр, да и сейчас это - будь здоров, какие стихи!». Дмитрий Сухарев: «Мне бывает обидно, что большинство людей, которые являются поклонниками творчества Кима, поклоняются ему как барду. Бард-Ким заслонил Кима-поэта. Я хочу сказать, что вы получите в десятеро больше наслаждения, если откроете томик Кима и почитаете его стихи. Мне не спалось и я в пять часов утра открыл этот томик и почитал цикл, который называется "Письма Ирине". Цикл трагический, в нем столько чувства, такая любовь, такая поэзия, что хочется, чтобы все этим наслаждались, все, кто еще способен читать на нашем языке. Конечно, может быть, он входит в первую пятерку бардов, но что касается поэтов книжных, то, по-моему, он входит в первую единицу. Поэзия Кима - это энциклопедия русской речи. Я не знаю другого автора, у которого такой богатый язык, такое лексическое богатство. В его поэзии - русская речь со всеми своими тембрами, всеми регистрами, всеми тонами и полутонами. Она выражена исключительно музыкально: Как спокойно, как красиво На рассвете люди спят - Словно нет и не бывает Огорчений и утрат. Все вчерашние заботы Словно смыл блаженный сон, Брови хмурые расправил И морщины сгладил он. И доверьем, и покоем Дышит каждая черта. Только, может быть, осталась Складка горькая у рта. Это след неизгладимый... И откуда он, Бог весть: Оттого ль, что счастья нету, Оттого ль, что совесть есть... Посмотри на человека В сонной утренней тиши: Сколько в нем тепла и света Нерастраченной души! Погоди звенеть, будильник, Придержи идущий день, Дай еще полюбоваться На людей - как на детей... ("Утренняя колыбельная", Ю. Ким)» Марк Розовский: «Конечно, Юлик - поэт, конечно, Юлик - бард. Конечно, он озорной человек, немножко шут, немножко клоун. Но я думаю, что прежде всего он - гражданин. И это не высокопарно, потому что относится к очень скромному человеку. Человеку, который живет очень мощной внутренней жизнью и которому не важно, какое тысячелетие на дворе. Он всегда был и остается свободным человеком. Во все времена, Михайлов ли он (псевдоним Кима, – прим. ред.), Ким ли он. Он всегда остается настоящим другом. Он всегда остается свободным человеком. Сначала свободным, а потом уже поэтом. Потом уже бардом. Потом уже драматургом. Он, мне кажется, настоящий Дон-Кихот своего времени». (Использованы материалы программы «Юлий Ким и его друзья»)
|
|