|
Юлий Ким как зеркало русской эволюции
Геннадий Васильев "Очевидец" (Красноярск)
12.1996
Когда слушаешь его песни прежних лет, возникает дурацкий вопрос: его-то почему не замели?
Вчера исполнилось шестьдесят лет Юлию Киму.
Так и тянет воскликнуть следом: не может быть! Киму - и вдруг шестьдесят! Этот маленький, умопомрачительно талантливый и абсолютно сценичный человек на свой возраст никак "не тянет". Дай Бог, конечно, не сглазить...
Барды приходят к публике по-разному: кто-то, как Окуджава, поначалу робко пробуя перед собой почву, как палкой - лед на реке, не оступиться бы, потом - смелее, потом - совсем уверенно; кто-то, как Высоцкий, неистовым вихрем, водоворотом, кроша и круша, ничего и никого не щадя, и все же любуясь - артист ведь! - собственной энергией и неистовостью... В Киме каким-то непостижимым образом сочетаются романтическая отвага средневекового пирата - и утонченная интеллигентность столичного эстета, представителя литературно-театральной элиты.
С одной стороны:
По бушующим морям
Мы гуляем здесь и там,
И никто нас не зовет
В гости - ха-ха-ха-ха!
А над нами черный флаг,
А на флаге белый знак:
Человеческий костяк
И кости - ха-ха-ха-ха!
("Пиратская")
С другой:
Жажда уставших коней
Да утолится зерном.
Жажда сожженных полей
Да утолится посевом.
Да возвратится любовь
В сердца, разоренные страхом и гневом,
Как возвращается путник
В покинутый дом...
Сочетание это, впрочем, нисколько не противоестественно и не случайно. В книге Кима "Творческий вечер" один из разделов называется так: "Мир - театр, люди - актеры". Мастерством перевоплощения Ким близок к Галичу. Не этим одним. И у того, и у другого песни, как правило, имеют четко выраженную драматургическую основу, кроме сугубо лирических. Не случайно Ким, как и Галич, нередко прибегает к балладной форме. В балладах действие развивается неспеша, панорамно, есть возможность поиграть сюжетом, прорисовать характеры, ситуации. Конечно, кимовские баллады - почти сплошь стилизации. Они исполнены искрометного юмора, который не может не заражать. Одна из самых некогда любимых исполнителями кимовских баллад - песня о бароне Жермоне, который поехал на войну. Его бедняжка жена
Осталась ждать, едва жива
От грусти и печали.
Одна в расцвете юных лет,
Одна с утра, одна в обед,
Она могла бы подурнеть
И даже просто помереть -
Но ей не дали -
Маркиз Парис,
Виконт Леон,
Сэр Джон, британский пэр,
И конюх Пьер.
Уже начало этой, по сути дела, интерпретация старого анекдота неизменно вызывает в зале неудержимый смех. Смех усиливается, когда все четыре героя от истощения в конце концов оказываются в сырой земле. Но вот дело доходит до возвращения барона с войны. Он видит свою жену, лежащую в постели,
А перед ней, едва дыша,
Стоят четыре малыша.
Барон подумал и сказал,
И он сказал: "Привет, друзья!
О, как же вы тут без меня
Помолодели -
Маркиз Парис,
Виконт Леон,
Сэр Джон, британский пэр!
И ты, мон шер!"
Тут уж хохочут даже те, кто слышит эту песню в сотый раз. Что важно: казалось бы, при таком сюжете очень трудно обойтись без пошлости. Трудно, действительно. Но можно. И в этом - талант.
* * *
Ким пришел к нам из шестидесятых. Точнее - из шестидесятничества. Он типичный шестидесятник (если только представитель нетипичного явления может быть типичным). И когда он начинает петь свои песни тех времен или исполняет пьесу "Московские кухни", написанную, правда, уже в восьмидесятые годы, но имеющую подзаголовк "Из недавнего прошлого" и адресованную друзьям - Илье Габаю, Вадиму Делоне, другим, - возникает дурацкий вопрос: его-то почему на замели? Да что песни, что пьеса - уже одного того было достаточно, что женат на дочери врага народа Якира, что друзья - сплошь "сиденты"! А дружба с литераторами весьма сомнительной репутации вроде Венички Ерофеева, участие в каких-то "подписантских" кампаниях...
Вот не замели. Хотя жизнь медом не казалась. Кто помнит, в титрах к кинофильмам и спектаклям, где звучали песни на стихи Кима, никогда не стояла его фамилия, всегда - псевдоним: Ю.Михайлов. А ведь такие "киношно-театральные" песни составляют едва ли не основу его творчества.
...В отличие от некоторых шестидесятников, Юлий Ким в новом времени не выглядит бабушкиным сундуком, в котором хранятся старые вещи: вроде и не нужен, и выбросить жалко. Ким, как человек цельный, в любом контексте, кажется, сумеет быть органичным и естественным. Политических песен, как сам говорит, ныне не пишет - "что-то не хочется". Зато пишет другие. Они так же пронзительно веселы или, наоборот, пронзительно грустны. Но и в том, и в другом случае возбуждают желание жить.
Дай ему Бог здоровья.
Газета "Очевидец" (Красноярск)
12.1996
http://logos.siit.ru/Arts/art00037.htm
Юлий
Ким
на главную страницу
|