Юлий Ким и Авторская песня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Юлий Ким как зеркало русской эволюции Геннадий Васильев  "Очевидец" (Красноярск)  12.1996 

Когда слушаешь его песни прежних лет, возникает дурацкий вопрос: его-то почему не замели? 

Вчера исполнилось шестьдесят лет Юлию Киму. 

Так и тянет воскликнуть следом: не может быть! Киму - и вдруг шестьдесят! Этот маленький, умопомрачительно талантливый и абсолютно сценичный человек на свой возраст никак "не тянет". Дай Бог, конечно, не сглазить... 

Барды приходят к публике по-разному: кто-то, как Окуджава, поначалу робко пробуя перед собой почву, как палкой - лед на реке, не оступиться бы, потом - смелее, потом - совсем уверенно; кто-то, как Высоцкий, неистовым вихрем, водоворотом, кроша и круша, ничего и никого не щадя, и все же любуясь - артист ведь! - собственной энергией и неистовостью... В Киме каким-то непостижимым образом сочетаются романтическая отвага средневекового пирата - и утонченная интеллигентность столичного эстета, представителя литературно-театральной элиты. 

С одной стороны: 

По бушующим морям 
Мы гуляем здесь и там, 
И никто нас не зовет 
В гости - ха-ха-ха-ха! 
А над нами черный флаг, 
А на флаге белый знак: 
Человеческий костяк 
И кости - ха-ха-ха-ха! 
("Пиратская") 

С другой: 

Жажда уставших коней 
Да утолится зерном. 
Жажда сожженных полей 
Да утолится посевом. 
Да возвратится любовь 
В сердца, разоренные страхом и гневом, 
Как возвращается путник 
В покинутый дом... 

Сочетание это, впрочем, нисколько не противоестественно и не случайно. В книге Кима "Творческий вечер" один из разделов называется так: "Мир - театр, люди - актеры". Мастерством перевоплощения Ким близок к Галичу. Не этим одним. И у того, и у другого песни, как правило, имеют четко выраженную драматургическую основу, кроме сугубо лирических. Не случайно Ким, как и Галич, нередко прибегает к балладной форме. В балладах действие развивается неспеша, панорамно, есть возможность поиграть сюжетом, прорисовать характеры, ситуации. Конечно, кимовские баллады - почти сплошь стилизации. Они исполнены искрометного юмора, который не может не заражать. Одна из самых некогда любимых исполнителями кимовских баллад - песня о бароне Жермоне, который поехал на войну. Его бедняжка жена 

Осталась ждать, едва жива 
От грусти и печали. 
Одна в расцвете юных лет, 
Одна с утра, одна в обед, 
Она могла бы подурнеть 
И даже просто помереть - 
Но ей не дали - 
Маркиз Парис, 
Виконт Леон, 
Сэр Джон, британский пэр, 
И конюх Пьер. 

Уже начало этой, по сути дела, интерпретация старого анекдота неизменно вызывает в зале неудержимый смех. Смех усиливается, когда все четыре героя от истощения в конце концов оказываются в сырой земле. Но вот дело доходит до возвращения барона с войны. Он видит свою жену, лежащую в постели, 

А перед ней, едва дыша, 
Стоят четыре малыша. 
Барон подумал и сказал, 
И он сказал: "Привет, друзья! 
О, как же вы тут без меня 
Помолодели - 
Маркиз Парис, 
Виконт Леон, 
Сэр Джон, британский пэр! 
И ты, мон шер!" 

Тут уж хохочут даже те, кто слышит эту песню в сотый раз. Что важно: казалось бы, при таком сюжете очень трудно обойтись без пошлости. Трудно, действительно. Но можно. И в этом - талант. 

* * * 

Ким пришел к нам из шестидесятых. Точнее - из шестидесятничества. Он типичный шестидесятник (если только представитель нетипичного явления может быть типичным). И когда он начинает петь свои песни тех времен или исполняет пьесу "Московские кухни", написанную, правда, уже в восьмидесятые годы, но имеющую подзаголовк "Из недавнего прошлого" и адресованную друзьям - Илье Габаю, Вадиму Делоне, другим, - возникает дурацкий вопрос: его-то почему на замели? Да что песни, что пьеса - уже одного того было достаточно, что женат на дочери врага народа Якира, что друзья - сплошь "сиденты"! А дружба с литераторами весьма сомнительной репутации вроде Венички Ерофеева, участие в каких-то "подписантских" кампаниях... 

Вот не замели. Хотя жизнь медом не казалась. Кто помнит, в титрах к кинофильмам и спектаклям, где звучали песни на стихи Кима, никогда не стояла его фамилия, всегда - псевдоним: Ю.Михайлов. А ведь такие "киношно-театральные" песни составляют едва ли не основу его творчества. 

...В отличие от некоторых шестидесятников, Юлий Ким в новом времени не выглядит бабушкиным сундуком, в котором хранятся старые вещи: вроде и не нужен, и выбросить жалко. Ким, как человек цельный, в любом контексте, кажется, сумеет быть органичным и естественным. Политических песен, как сам говорит, ныне не пишет - "что-то не хочется". Зато пишет другие. Они так же пронзительно веселы или, наоборот, пронзительно грустны. Но и в том, и в другом случае возбуждают желание жить. 

Дай ему Бог здоровья. 

Газета "Очевидец" (Красноярск) 
12.1996 
http://logos.siit.ru/Arts/art00037.htm

 Юлий Ким

на главную страницу

 





Использование материалов и фотографий сайта без ссылки на источник запрещено!