50-е годы на фоне надоевшей уже тотальной лжи, в которой жило наше
общество, естественно возникла мощная потребность в правде. Эта
потребность в какой-то очень значительной степени была удовлетворена
XX съездом партии и всем, что с ним было связано: не только
разоблачением культа личности, но и некоторой свободой, которую
получили все виды творчества и песенного - в том числе. И не
удивительно, что за дело сочинения песен взялась сама "публика",
потому что у композиторов не было ни малейшего навыка, ни малейшего
опыта для выражения этих новых интонаций, которые зазвучали в голосе
нашего поколения. Графомания - в самом высоком и самом серьезном
смысле этого слова - охватила всех.
Считать авторскую песню в массе явлением искусства невозможно - это
та почва, на которой искусство произрастает. Поэтому сначала была
песенная графомания, охватившая огромное количество народу: я это
могу сказать и о себе, и о Ю. Визборе, и о других - все мы были
графоманами. Произведениями же искусства можно назвать лишь более
поздние наши песни.
А тогда зазвучали неслыханные ранее доверительные, личностные,
искренние интонации, причем не только в песне, но и в поэзии, и в
театре. Вскоре композиторы-профессионалы, естественно, тоже уловили
эти новые мотивы. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в наше время
раннюю Пахмутову пели с не меньшей охотой, чем Юрия Визбора.
Вспомните - "Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море
тайги..." - это было так же демократично, искренне и близко Нашему
сердцу, как и то, что сочинял Юра. Это тоже была наша песня.
Так где же пролегает граница между любительским и профессиональным
песенным творчеством? На мой взгляд - ее не существует: кто хорошо
слышит интонации своего времени и кто их хорошо выражает - тот и
царь. Если это сделал профессионал - замечательно, если любитель -
тоже хорошо. Не в том дело - профессионал ты или нет, а в том -
хорошо ты или плохо сочинил.
Читателям, любителям жанра авторской песни, судить - какие из наших
песен удались. В лучших из них звучит голос поколений. Прислушайтесь
к нему!
Предисловие к книге "33 Московских барда. Нет хода нам назад" АО "Полигран",
Москва, 1991 г