Юлий Ким и Авторская песня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОЛОС ПОКОЛЕНИЙ   Юлий Ким   Предисловие к книге "33 Московских барда. Нет хода нам назад" АО "Полигран", Москва, 1991 г

 50-е годы на фоне надоевшей уже тотальной лжи, в которой жило наше общество, естественно возникла мощная потребность в правде. Эта потребность в какой-то очень значительной степени была удовлетворена XX съездом партии и всем, что с ним было связано: не только разоблачением культа личности, но и некоторой свободой, которую получили все виды творчества и песенного - в том числе. И не удивительно, что за дело сочинения песен взялась сама "публика", потому что у композиторов не было ни малейшего навыка, ни малейшего опыта для выражения этих новых интонаций, которые зазвучали в голосе нашего поколения. Графомания - в самом высоком и самом серьезном смысле этого слова - охватила всех.

Считать авторскую песню в массе явлением искусства невозможно - это та почва, на которой искусство произрастает. Поэтому сначала была песенная графомания, охватившая огромное количество народу: я это могу сказать и о себе, и о Ю. Визборе, и о других - все мы были графоманами. Произведениями же искусства можно назвать лишь более поздние наши песни.

А тогда зазвучали неслыханные ранее доверительные, личностные, искренние интонации, причем не только в песне, но и в поэзии, и в театре. Вскоре композиторы-профессионалы, естественно, тоже уловили эти новые мотивы. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в наше время раннюю Пахмутову пели с не меньшей охотой, чем Юрия Визбора. Вспомните - "Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги..." - это было так же демократично, искренне и близко Нашему сердцу, как и то, что сочинял Юра. Это тоже была наша песня.

Так где же пролегает граница между любительским и профессиональным песенным творчеством? На мой взгляд - ее не существует: кто хорошо слышит интонации своего времени и кто их хорошо выражает - тот и царь. Если это сделал профессионал - замечательно, если любитель - тоже хорошо. Не в том дело - профессионал ты или нет, а в том - хорошо ты или плохо сочинил.

Читателям, любителям жанра авторской песни, судить - какие из наших песен удались. В лучших из них звучит голос поколений. Прислушайтесь к нему!

Предисловие к книге "33 Московских барда. Нет хода нам назад" АО "Полигран", Москва, 1991 г

 Юлий Ким

на главную страницу

 





Использование материалов и фотографий сайта без ссылки на источник запрещено!