Юлий Ким и Авторская песня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юлий Ким о Щербакове

Юлий Черсанович Ким, предваряя концерт, выступил с кратким вступительным словом. И сказал Ю.Ч. буквально следующее: 
................

Добрый вечер. Сегодня мы его проведём почти так же, как вчера, только с переменой действующих лиц и исполнителей. Сегодня ведущим вечера (открывающим вечер) буду я, я буду участвовать в этом вечере, вечере Михаила Щербакова. И мы проведём его, в отличие от вчерашнего, в два приёма с небольшим антрактом. Так же как Щербаков вчера, так и я сегодня выступлю с кратким вступительным словом. Правда, наличие двух отделений заставит меня появиться ещё раз в начале второго отделения и, безусловно, в его конце, для того чтобы мы могли вдвоём с вами попрощаться. Краткое моё вступительное слово будет такое. 

В этом году, году многих юбилеев, наряду с юбилеем трёхсотлетия Санкт-Петербурга, мы с Щербаковым отмечаем ещё скромный, наш личный юбилей - 20-летия нашего знакомства. 20 лет тому назад мы с ним встретились, познакомились и подружились, и эта дружба длится по сей день и имеет перспективы и на дальнейшее. Итак, что же мне хочется сказать о Михаиле Константиновиче? Есть такой поэт, бывший питерский, Евгений Рейн. Он соответствует всем самым (чтобы не сказать пошлым) самым стандартным представлениям о поэте. Он высокий, громогласный, лохматый, всегда восторженный, и всегда у него горящие глаза. Я помню, замечательно, как он однажды знакомил меня с поэтессой Инной Лиснянской. Он подвёл меня к ней и сказал: "Инна Львовна, вот это Юлий Ким. Это замечательный бард! Это наш лучший бард! Он лучше Галича, лучше Высоцкого, лучше Окуджавы! Это моё мнение, - сказал он, - это моё мнение". Я не знал, куда деваться, а он продолжил обратное представление: "Юлик, это Инна Львовна Лиснянская. Это замечательная поэтесса! Она лучше Ахматовой, лучше Цветаевой! Это моё мнение. Это моё мнение". Вот эта история пришла мне на ум, когда я задумался о том, как же мне - что же мне сказать о Щербакове. (Смех в зале) 

Дело в том, что конечно и у меня есть своя воображаемая золотая полка русской поэзии, и на этой полке, наряду с такими именами как Иосиф Бродский и Давид Самойлов, для меня, несомненно, располагается имя Михаила Щербакова. Это моё мнение. (Смех в зале) Это моё мнение. Но я- но мнение, я бы сказал, бесповоротное, и, думаю, не я один это мнение разделяю, в отличие от мнения Рейна. В данном случае. 

Думая, что бы такое о нём сообщить, я конечно сразу пошёл по стандартному пути и подумал - надо, наверное, начать с его творческой биографии, и я даже стал размышлять, с чего бы мне начать эту биографию, вспомнил, что Миша неоднократно, шутя, себя называл с переносом ударения в середину фамилии - не ЩербакОв, а ЩербАков. Иногда и я его в шутку так называл: "ЩербАков?" Это когда раздавался телефонный звонок, а затем в трубке раздавался знакомый голос. "Это, надеюсь, ЩербАков?" - спрашивал его я его время от времени. Так вот, начало рассказа о его биографии у меня быстро сложилось: 

Щербаков, добрый мой приятель,
Родился на брегах Протвы.
Где, может быть, родились Вы,
Или блистали, мой читатель.
Там некогда блистал и я.
Полезен Обнинск для меня.
Ибо Щербаков родился в Обнинске, это совершенно соответствует действительности, а, кроме того, и я действительно блистал в Обнинске, и даже однажды с его помощью, когда он мне устроил в этом своём родном городе концерт.

Но потом я подумал: зачем я буду описывать его биографию, это труд будущих литературоведов. Зачем я буду описывать его историческое значение, его мастерство, его виртуозную технику и т.д. и т.д. Я, пожалуй, остановлюсь только на одной единственной мысли и на одной легенде, которую мне хочется опровергнуть. А мысль, которую хочется подчеркнуть.

Дело в том, что Михаил Щербаков - это стопроцентный бард и стопроцентный не бард, одновременно. Стопроцентный бард в том смысле, что он - исключительно, единственно, чем занимается в жизни, - это сочинением, исполнением и записью собственных песен. В этом смысле я не знаю, какой ещё бард выглядит рядом с ним столь же стопроцентным. Я нет, потому что я занимаюсь театром, пишу пьесы какие-то, оснащаю своими песнями чужие произведения или, чаще всего. Вероника Долина тоже оснащает своими песнями чьи-то произведения, хотя пишет тоже и свои, только свои сочинения. Городницкий одной рукой пишет песни, другой просто стихотворные тексты, а третьей ищет Атлантиду, как известно, и занимается океанографией. Сухарев пишет тексты и одновременно руководит нашей биологией. И т.д. и т.д. Все чем-то попутно заняты. Щербаков занимается только этим. В этом смысле он бард - стопроцентный. Одновременно он стопроцентный не бард, вот в каком, пожалуй, смысле. Дело в том, что слово "бард" к Михаилу Щербакову, как ни странно, не так уместно применимо, как легко применимо оно ко многим известным уже перечисленным мною именам. Слово "бард" немножко узковато для него. Конечно, в первую очередь, это поэт. И в том отношении к своему делу я и вижу основания для того, чтобы утверждать, что он не бард. Потому что его отношение к делу называется очень высоким и очень, мне кажется, точным словом. Это слово - "служение". Поэт Щербаков и его главное занятие - служение высокой поэзии. Вот таким служением был занят всю жизнь Иосиф Александрович, перечисленный мной, и Давид Самойлович. Из наших бардов служением высокому делу поэзии, может быть, я назвал бы только два, представьте себе, имени - это Булат Шавлович и Новелла Николаевна. И даже Галича, и даже Высоцкого я не могу назвать в этом ряду. Это служение - это больше чем поэтическая потребность писать стихи и песни. Это понятие своего дела как некоторой миссии, с очень высокой ответственностью и с очень высоким требованием к качеству этого дела. Вот что, мне кажется, отличает его от общего этого братства бардов. Ещё многое и другое его тоже отличает от этого братства. Но это в первую очередь, как мне кажется. Вот это я хотел особенным образом подчеркнуть. 

И, наконец, два слова относительно легенды, которую я хочу ниспровергнуть. Щербаков - при первом же с ним знакомстве, когда я услышал первую порцию песен, сочинённых им в 18, 19 и 20 лет (ему было 20 лет, когда мы познакомились) - сразу заявил о себе как мощный мастер, я сразу это почувствовал. И я сразу понял, что в нём скрыта мощнейшая пружина саморазвития. Наверное, он кому-то обязан больше, может быть и мне, в том числе. И я знаю, что он прочёл и впитал в себя - он выслушал всех бардов, одно время он был увлечён Высоцким, Галичем, у него есть какие-то даже ранние подражания и тому и другому, и моими тоже песнями. Но всё, что он слушал, он ничему не подражал. Он у всего равномерно учился, всё в равной степени впитывал. И у него пружина собственного саморазвития была закручена (и остаётся такой же) так мощно, что он состоялся бы как Щербаков и независимо от всех других источников, независимо от нашей помощи или не помощи ему. Меня часто спрашивают: правда ли, что Вы как старик Державин (смех в зале) лиру передать, так сказать- ну ещё и- опуская, в гроб сходя- (смех) Но, тем не менее, как молодого Пушкина благословил. Или как Жуковский уже готовлю портрет с надписью "Победителю ученику от побеждённого учителя". Нет. Ничего этого не было и не будет, потому что Щербаков в учителях и не нуждается. Он, повторяю, самодостаточен. Единственно, чем я могу гордиться, что я первый это сказал. Да. Из всех признавших его из нашего брата барда, и даже шире - из нашего брата российского поэта, первым признал его я, этим я горжусь, это мой приоритет, я на этом настаиваю. Вот.

И на этом я закончу, добавив ещё пару слов, вот таких. Давид Самойлов как-то сказал: "Литератор должен уметь всё - писать стихи, писать прозу, писать драматургию, он должен полностью чувствовать себя комфортно в создании русской литературы. Вот я, - говорил он, - я во всех жанрах себя попробовал, включая даже литературоведческие изыскания". Пока, я знаю, что Михаил Константинович пока остаётся в жанре сочинения песен, сочинения вот этой песенной поэзии, или как ещё её назвать. И поэтому меня разбирает ужасное любопытство, как, я думаю, и всех вас, - каков-то он будет в прозе? Я думаю, что это где-то не за горами. 

Итак - слово Михаилу Константиновичу, а я удаляюсь к вам.

......................

А дальше было первое отделение концерта 14 марта. ещё.

 Юлий Ким

на главную страницу

 





Использование материалов и фотографий сайта без ссылки на источник запрещено!