|
Юлий Ким: Придет время, когда Россия станет цивилизованным, нормальным Западом
Журнал "Вестник", Номер 23(308) 13 ноября 2002 г.
Владимир НУЗОВ (Москва-Нью-Джерси)
ЮЛИЙ КИМ:
Придет время, когда Россия станет цивилизованным, нормальным Западом
Барда
представляют обычно тем, что называют несколько его популярных песен.
Мне кажется, в данном случае делать это не надо, потому что имя Юлия
Кима стоит в ряду с самыми-самыми: Окуджава, Визбор, Высоцкий, Галич,
Городницкий...
-
Юлий Черсанович, начнем с идущего в Москве "хита" сезона - мюзикла "Нотр
Дам де Пари". Стихи, точнее, перевод с французского, к нему написали вы.
Несколько слов об этом спектакле.
- "Нотр Дам" состоит
из 51 зонга, соответственно, в нем 51 текст. Из этого числа мне
принадлежат 47. Вообще-то я написал 51 текст, но по просьбе французов,
авторов музыки и текста, на 4 из них был устроен конкурс, в котором
победили другие авторы, в том числе 17-летняя россиянка. Один из этих
зонгов, главный, гремит сейчас по всей Москве.
- Вы правы. Песни
прекрасные, но при таком повсеместном исполнении скоро могут быть
заиграны. А что, французская сторона владеет русским языком, забраковав
4 ваших перевода?
- У них есть масса
консультантов, переводчиков, которые, как мне рассказывали, передали
недовольство своих боссов тем, что мои переводы далеко, якобы, ушли, от
оригинала. В этом смысле французы меня крепко держали за руки, и мне
кажется, что некоторые мои тексты в первоначальной редакции были все же
лучше.
- Вы впервые
участвуете в такого рода проектах?
- У меня была работа с
гораздо более мягкими условиями. Речь о "Трехгрошовой опере" Бертольда
Брехта. В 1986 году главный режиссер театра Маяковского Андрей Гончаров
заказал мне вольные переводы великих зонгов Брехта. Их там 20. Я брал
только тему Брехта и писал свой текст на музыку Вайля.
- Поскольку вы были
диссидентствующим бардом, то писали под псевдонимом Ю. Михайлов. Мало
кто знал, кто такой Ю. Михайлов, пишущий так здорово. Когда вам
"разрешили" печататься под собственным именем?
- 17 лет назад, в
самом начале перестройки. Булат Шалвович Окуджава написал тогда статью
обо мне, первую за всю мою жизнь, называлась она "Запоздалый
комплимент".
- В Израиле вас
хорошо принимали?
- Конечно, еще и
потому, что я имею, наряду с российским, израильское гражданство,
доставшееся мне, так сказать, от моей умершей первой жены Ирины, внучки
Ионы Эммануиловича Якира, расстрелянного Сталиным вместе с Тухачевским и
другими полководцами в июне 1937 года.
- Вашего отца
постигла, кажется, та же участь?
- И маму тоже. Точнее,
после расстрела отца ее отправили в лагеря, потом в ссылку, где она
провела много лет. Я увидел ее, когда мне было 10 лет. Ощущение отнятых
отцов - войной ли, НКВД, свойственно для всех шестидесятников. Какое-то
поколение называли потерянным, а наше поколение можно назвать обманутым.
Но не только обманутым, но и воспрянувшим от этого обмана, преодолевшим
его. Речь идет опять же о 56-м годе, о хрущевской оттепели и о
дальнейшем развитии инакомыслия. У всего нашего поколения отобраны были
старшие: отцы, дядья, тетки. Полстраны сидело, полстраны боялось.
Поэтому психология страха была всеобщей.
- Как вы считаете,
Юлий Черсанович, такое может повториться в России?
- Думаю, что нет.
Такого рода самогеноцид, особенно после Камбоджи, просто невозможен.
Большевизм был для России чудовищным уроком. Я не рискну то же самое
утверждать об атомной бомбе, потому что ядерное оружие, к сожалению,
может расползтись по земному шару, а что касается тоталитарного
устройства, которое было в нашей стране при Сталине, повториться оно не
может.
-
Недавно мне пришлось беседовать с одним из бывших российских
премьеров. Он считает, что Сталин много хорошего сделал для России,
приводит слова Черчилля о том, что тот принял Россию с сохой, а оставил
ее с атомным оружием. Ваш комментарий.
- Это полная неправда!
Россия в 1913 году экономически стояла очень высоко, Черчилль этого не
знал, а бывший премьер обязан знать. А что касается успехов России при
большевиках, то их можно было достигнуть с гораздо меньшими жертвами и с
несравненно более высоким качеством. Есть два способа индустриализации:
восточный и западный. Западный - путем вечной конкуренции, внедрения
новых технологий и тому подобное. И есть восточный, большевистский
способ: путем траты половины собственного населения. В результате мы по
всем технологическим показателям, исключая вооружение, отстаем от
цивилизованного мира. Это вечное продолжение рабской истории: мы нищие,
но зато мы на Луне!
Что касается
Отечественной войны, то, во-первых, мы благодаря Сталину и были в нее
втянуты, во-вторых, можно было ее выиграть с гораздо меньшими потерями.
Гитлер все равно был обречен, потому что с мировой коалицией он бы не
справился. Конечно, благодаря чудовищным усилиям Советского Союза Гитлер
получил самый страшный удар,
- Вы окончили МГПИ
имени Ленина. С Юрием Визбором учились?
- Нет, он был уже на
последнем курсе, когда я только поступил. Он ходил на все наши
мероприятия, был душой компании. Вот тогда, в институте, мне и
захотелось попробовать себя в песне, но делал я это неосновательно,
просто чтобы не отстать от других, потому что этим в институте
занимались почти все. Я попробовал себя, но не сделал из этого
серьезного занятия своей жизни, однако потом все повернулось так, что
оно стало главным.
- Вы по
распределению поехали учительствовать на Камчатку...
- Вот там-то я и начал
писать всерьез и надолго. Как только вернулся с Камчатки в Москву, стал
получать серьезные предложения от кино и театра. Тексты песен были
написаны к фильмам "Бумбараш", "Про Красную Шапочку", к версии Марка
Захарова фильма "Двенадцать стульев", где Андрей Миронов поет "Белеет
мой парус такой одинокий..." и песню о Рио де Жанейро. C композитором
Геннадием Гладковым мы работали в двух фильмах Марка Захарова:
"Обыкновенное чудо" и "Дом, который построил Свифт". Из "Чуда" стала
популярной песня в исполнении того же Андрея Миронова "Бабочка
крылышками бяк-бяк-бяк-бяк..."
- Займемся
арифметикой, Юлий Черсанович. Сколько всего вы написали песен?
Сколько из них увековечено на СД и кассетах?
- Написал я
приблизительно 600-700 песен, из них записано штук 200-300.
- Ваше творчество
позволяет вам нормально существовать?
- Да, поскольку
слушатели есть, и они за последние годы распространились по всему
земному шару. Время от время я езжу по России, ну, и бываю с концертами
в Америке, в Израиле, даже в Париже есть немало наших соотечественников.
- Русские есть
везде, даже, наверное, в Антарктиде?
- В процентном
отношении их там больше всего.
- Что вы можете
сказать о современном театре?
- Театральное дело -
первое, расцветшее в постсоветский период. Даже в самые нищие годы, в
91-93 г.г., оно не затухало, а продолжало расцветать. Объясняется это
просто: свободой. Я надеюсь, что, как и театр, возродятся наши толстые
журналы: "Новый мир", "Октябрь", "Знамя" и другие. Они есть, но тиражи
их малы. Наш народ, как и всякий народ, охочь до зрелищ, до музыкальных
- особенно, поэтому если сейчас в Москве идет 3-4 мюзикла, то скоро их
будет в десять раз больше. Кстати, уже 12 лет в театре имени Моссовета
идет рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". Так вот, фанаты "Иисуса"
создали свой клуб.
- Я понял, Юлий
Черсанович, что вы с оптимизмом смотрите в будущее России, если только
бандиты ее не задавят?
- Если они задавят ее,
то задавят и самих себя. Нынешнюю Россию я называю "дикий, но Запад".
Значит, придет время, когда она станет цивилизованным, нормальным
Западом.
- Вчера было 11
сентября, печальный день в истории не только Америки, но и всего
человечества. Что вы думаете об этой дате?
- Эта трагедия
символизировала начало глобального противостояния Севера и Юга, а раньше
мы следили за противостоянием Запада и Востока. Это противостояние -
один из мрачных, драматических эпизодов на общем пути объединения
человечества. Оно проходит сейчас во многих местах: Панкисском ущелье,
Ираке, Израиле. И чем быстрее народы разрешат эти и более глобальные
конфликты, тем скорее мы, весь мир, действительно объединимся, станем
сплошной "шенгенской зоной".
Источник: Журнал "Вестник" Online
http://www.vestnik.com/issues/2002/1113/win/nuzov.htm
http://www.pms.ru/kim/pridet_vremya.html
Юлий
Ким
на главную страницу
|