Юлий Ким и Авторская песня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всё дело в русском языке     ИГОРЬ КОГАН  Иерусалим  14 января 1997 


Юлию Киму - 60 лет 


"Все дело в русском языке..." 


Шестидесятникам - по 60. 


Вот настал черед и Юлия Кима. Впрочем, это неудивительно. 
Кто из двадцатых, 
Кто из тридцатых, 
Все - из пятидесяти шестых... - 
как остроумно заметил сам юбиляр. Именно тогда, в 56-м, и 
появилось поколение шестидесятников. 
- По-моему, - говорит Ким, - развенчание сталинского 
культа для нашей истории переоценить трудно. Оттуда пошло 
повальное, тотальное инакомыслие, соответственно, и новые 
потребности в искусстве, во всем. Шестидесятые были годами 
огромного культурного бума, это был взрыв по всем 
направлениям: поэзия - целая гроздь имен, проза, театр, кино, 
живопись... 
Интересно, что в перестроечные времена такого взрыва не 
было. Ведь большую часть опубликованных тогда "сенсационных" 
материалов мы читали раньше в самиздате. 
Авторская песня - ровесница самиздата. 
Так пойдем разопьем поллитровочку 
Под прелестные песни Высоцкого! 
Подарю вас такую листовочку! 
А я вслух почитаю из Бродского! - 
обмениваются репликами два стукача из старой кимовской 
песни. 
Повеселиться по поводу власти - это было всегда в крови. 
Всему начало положил Визбор песней про технолога Петухова. Его 
слова: "Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей..." стали 
народными. 
Мой первый песенный фельетончик назывался "Весенняя вода" 
и относился впрямую к встрече Хрущева с интеллигенцией 8 марта 
1963 года Он топал ногами на Некрасова, Евтушенко, Эренбурга, 
нес какую-то несусветную чушь. Сейчас ту песню нужно 
расшифровывать. Большинство ничего там не поймет. 
А почему бы и не издать своего рода академическое 
собрание самиздата с серьезными комментариями, как издают 
анекдоты Пушкина, например? Только вместо примечания, скажем: 
Болдырев - Аркадий Африканыч, петербургский плац-майор, 
составивший себе состояние удачным карточным выигрышем... 
поместить такой: Баранов, полковник КГБ, составивший себе имя 
слежкой и охотой за беззащитными диссидентами... Занятная бы 
книжка получилась. 
Сначала писалось весело, потом все горше и горше вплоть 
до последней из этой серии - "Моя матушка Россия". 
Сказать, чтобы я занимался таким сочинительством, помогая 
славному движению, никак не могу. Песни просто выскакивали по 
мере поступления событий. Больше всего их я сочинил, по-моему, 
в 1968 году. Было это на подъеме всеобщего протеста, в котором 
я принимал не только песенное участие. Я подписал несколько 
криминальных писем. Потом они инкриминировались и Петру Якиру, 
и Илье Габаю. До меня все-таки лапа не дотянулась... 
Потом, даже отойдя от активной диссидентской 
деятельности, Юлий продолжал помогать кому советом, кому 
деньгами. 
Ну в этом ничего особенного нет. Этим занимались очень 
многие. Актер Калягин, например, прятал архив с моей подачи, 
крамольнейший архив. Знаменитый математик Юрий Мамин, он 
сейчас, кажется, член-корреспондент, давал деньги и помогал 
семьям правозащитников. Этим занималось множество самых разных 
людей... 
Может, конечно, ничего особенного и нет. Но сам-то Юлий 
Ким из-за этого превратился в Ю.Михайлова, а концерты его 
(весьма редкие, кстати) всегда становились "вечером встреч" 
находившихся на свободе диссидентов. 
Но вернемся к авторской песне. 
Она опирается прежде всего на городской фольклор. Возьми 
творчество Высоцкого и Галича - все интонации оттуда. Кроме 
того, чтобы передать новое мироощущение, потребовался новый 
жанр. А развился он широко, знаешь, почему? Нигде в мире нет 
такого обилия графоманов, как в России. Их всегда было море, и 
при Советах и после Советов и до Советов. Когда появилась 
авторская песня, появились и песенные графоманы. Они и 
составляют эти КСП по всем городам России, а теперь уж и 
Израиля. А из этой среды уже путем естественного отбора 
возникают имена большего или меньшего калибра. Так оно и будет 
продолжаться. "Эту песню не задушишь, не убьешь". 
Кима знают и любят везде. Только что прошли его гастроли 
в Израиле - свыше двух десятков концертов за неполный месяц, и 
каждый раз переполненные залы. 
Кима нужно не только слушать (в конце концов слушать 
можно и записи, благо их предостаточно - и магнитофонных лент 
и компакт-дисков), нет, его нужно обязательно видеть. 
Юлий Ким - это театр. Серия его компакт-дисков, недавно 
вышедшая в Москве, так и называется: "Театр Юлия Кима". Это 
театр импровизации, где действо рождается и протекает на наших 
глазах. Театр остроумного, самобытного и смелого автора. 
Ну, скажите на милость, какой поэт осмелился бы читать 
свои ранние, юношеские стихи, которые и сам он уже считает 
незрелыми? Юлий поет свои самые старые песни, сопровождая их 
такими убийственными комментариями, что самому придирчивому 
критику там нечего делать. И публика оценивает это по 
достоинству. 
С таким юмором относиться к себе может только большой 
талант. Впрочем, по-моему, это и есть главный секрет Юлия 
Кима. Он необыкновенно талантлив. И своеобразен. Впрочем, как 
и его публика. 
Практически я не замечаю разницы в публике ни в Харькове, 
ни в Петербурге, ни в Израиле, ни в Америке. Я выступаю, как 
правило, перед любителями этого жанра и, более того, перед 
любителями этого жанра в моем исполнении. Есть, конечно, 
небольшие колебания, которые я учитываю, но эти нюансы 
несущественны, потому что передо мной сидит поколение 
шестидесятников и их дети. 
Последнее время, правда, стало появляться больше молодых 
людей, вероятно, они приходят послушать мои песни, и не только 
мои, потому что чувствуют, что рок-музыка образованных детей 
уже не устраивает или, вернее, устраивает, но не полностью, 
хочется им чего-нибудь нашего, задушевного... 
Мне кажется, что значительная часть этой "новой" публики 
знает не только Кима-барда, но и Юлия Михайлова - автора 
песенного сопровождения к большинству наиболее интересных 
кино- и телефильмов двух последних десятилетий, таких, как 
"Красная шапочка" и "Двенадцать стульев", "Бум-Бараш" и 
"Обыкновенное чудо", "Дом, который построил Свифт" и 
"Ярославна - королева Франции". 
В театр я въехал совершенно органично. Мне всегда очень 
нравилось подражать, передразнивать, стилизовать, имитировать 
тот или иной слог, тип человеческий. Началось все в 1967 году 
- 17 вокальных вещей, написанных для спектакля Пети Фоменко - 
комедии Шекспира "Как вам это нравится", через год 
"Недоросль". 
А дальше песни Ю.Кима запели герои Мольера, Гайдара, 
Сервантеса, Горина, Костера, Воннегута... 
Однако и такое многообразие не устраивало автора. 
Появились стихи. 
Существует заблуждение, что бардовские тексты - те же 
самые стихи. Стихотворные и песенные тексты - это не одно и то 
же. И то и другое есть поэзия, но это совершенно разные вещи 
по своей природе, структуре. И если в песне возможны "Ой, 
ля-ля", "Отвори, затвори", то на бумаге они совсем не 
смотрятся. 
Существует и обратное явление. Когда ищут музыкальное 
соответствие текстам известных поэтов. Далеко не всегда это 
получается. Бродский, говорят, просто терпеть не мог, когда 
кто-то начинал писать музыку на его стихи. И Кушнер тоже. Они 
считают, что у стихов есть своя музыка, которая ни в каких 
сопровождениях не нуждается, и они правы, хотя всегда есть 
что-нибудь на грани... 
Время от времени и я пишу просто стихи, а не песенные 
тексты. Кроме того, я увлекся драматургией, есть даже у меня 
пара киносценариев. Но, пожалуй, главным осталось для меня 
сочинение песен разных жанров, вплоть до молитв и народных 
заклинаний. Это главное мое дело. Хотя продолжаю заниматься и 
пьесами. 
А когда мне говорят, что песни у меня получаются лучше, я 
отвечаю своей песней: 
Жил-был сапожник славный. 
Он песни сочинял, 
Причем гораздо хуже, 
Чем обувь починял. 
Прекрасно все обуты, 
Подметкам сносу нет, 
А он чихал на это, 
Он складывал куплет: 
"Тра-ля-ля, у-лю-лю 
Уго-вуго-во". 
И дальше вроде этого, 
Не более того. 
И вот, когда он помер, 
Сложились, кто что мог, 
И сделали надгробье: 
Мраморный сапог. 
Но наш сапожник славный 
Из гроба ночью встал 
И снес сапог на свалку, 
Очистив пьедестал. 
И водрузил гитару, 
Хотя, свидетель Бог, 
Подметки мог он делать, 
А песенки не мог. 
Одно театральное достижение Кима мне представляется 
абсолютно бесспорным. Это "Московские кухни" - спектакль в 
песнях, который вполне можно назвать "энциклопедией 
диссидентской жизни". 
Есть у меня и несколько драматических сюжетов, к которым 
никак не приступлю. Очень хочется их воплотить. Это раз. 
Второе. Хочется попробовать себя в беллетристике. И еще, мне 
очень хочется поработать в песне. Как ни странно, я давно 
песен не сочинял. А вот о стихах совершенно не думаю, но они 
всегда сваливаются на меня неожиданно, как, например, осенью 
прошлой, когда меня кондрашка чуть не хватила. Я валялся в 
больнице и за месяц с небольшим сочинил 60 стихотворений 
разом. 
Такая "боткинская осень" была. 
И, конечно, мне ужасно хочется, чтоб я спокойно мог 
ездить хоть в Израиль, хоть в Америку, хоть во Францию не 
зарабатывать деньги, не выступать с концертами, а так, в 
гости. Может быть, поработать над чем-нибудь, повидать друзей, 
посмотреть страну и, главное, поменьше выступать. А то тащусь 
за своей гитарой, как Толстой за плугом... 
Ничего не поделаешь - это тоже реалии современной 
российской жизни. Думаю, что многие не поверят, узнав, что 
знаменитый, популярный и известный Юлий Ким живет вместе с 
женой, дочкой и внучкой в двухкомнатной квартире. 
В самом конце я приготовил такой вопрос: "Вот я, еврей, 
беру у тебя, корейца, в Иерусалиме интервью для парижской 
газеты "Русская мысль". Что же нас всех связывает?" 
Но не задал, потому что прочел ответ в его новой книге: 
Все дело в русском языке, 
Он наша родина и поприще, 
И дом, и капище и скопище 
Нюансов слишком тонких, чтоб еще 
Нашлись такие вдалеке. 
А те, которые далече, 
Чем живы в стороне чужой? 
Не социальною средой, 
Не воплощенною мечтой, 
А лишь наличьем русской речи, 
Внимаемой от встречи к встрече. 
Интервью вел 
ИГОРЬ КОГАН 
Иерусалим 


 Юлий Ким

на главную страницу

 





Использование материалов и фотографий сайта без ссылки на источник запрещено!