|
|
ЗОЛУШКА Для
огромной инсценировки романа Курта
Воннегута "Бойня N 5", где
рассказывается о бомбардировке
Дрездена в 1945 году, была мной придумана
маленькая пьеска о Золушке, сочиненная
как бы пленными англичанами,
томившимися в немецком концлагере —
Золушка в солдатском варианте. Со
временем инсценировка увяла, а "Золушка"
запросила самостоятельного
существования. Мы с Дашкевичем снабдили
ее несколькими зонгами, и образовалась
одноактная песенная опера. ЗОЛУШКА
В КОНЦЛАГЕРЕ Либретто
одноактной оперы по сюжету К.Воннегута Действующие
лица: Ведущий. Офицер. Заключенные. Король. Принц. Золушка. Жавотта. Жаннетта. Фея. Курт
Воннегут. Хор. ЗАЧЕМ
БЫЛОЕ ВОРОШИТЬ? И
вот приходит грозный муж, зубами скрипя: И
вот приходит педагог, очками блестя: Вчера,
конечно, мы с Нероном -- утю-тю-тю! КОНЦЛАГЕРЬ Концлагерь
под Дрезденом. Канун
1945 г. Ведущий
(староста). Это наш концлагерь. В конце
сорок четвертого. К этому времени нас
тут много набралось. И солдат, и офицеров,
и штабных, и окопных, и молодых, и старых
-- полна коробочка, со всех концов Европы. Хор Далеко
мой край зеленый, Далеко
теперь твой томми, Ведущий.
Все понимали: война кончается. Все знали:
Гитлер капут -- но кто мог поручиться, что
доживет до этого сам? Хор Правь,
Британия, морями, Ведущий.
Вонь, дерьмо, вши -- настоящая человечья
свалка. Концлагерь есть концлагерь. И
ежедневно, и буднично рядом с тобой --
смерть, смерть, смерть... Но у нас была
надежда! Голоса: --
У нас надежда! --
Да нет, уверяю вас, я слышал,
собственными ушами, я знаю немецкий: айн,
цвай, драй, фир, фюр, зекс, зибен, ахт -- я
знаю! --
Это вполне реальная надежда. Никакая не
голубая мечта и не мистика -- абсолютно
конкретная надежда. --
Война, конечно, кончится, и, может быть,
очень скоро, или попозже, а это уже будет
сейчас! --
Я знаю немецкий, я точно слышал: они
переводят нас в Дрезден! Ведущий.
В Дрезден? Нет, вы серьезно? Голос.
В Дрезден, в Дрезден! Я знаю немецкий! Ведущий.
Люблю я этот город... Хор.
Люблю я этот город... Ведущий.
Не город, а мечта! Хор.
Не город, а мечта... Ведущий.
Давай с тобою вместе... Хор.
На белом "мерседесе"... Ведущий.
Уедем туда... Хор.
Навсегда... Ведущий.
Дрезден -- открытый город, по
международной договоренности... В нем
нет ни войск, ни военных объектов.
Половина немецких беженцев уже там, и
ожидаются еще. Ни одна бомба не упала на
него и не упадет -- согласно
договоренности. Голоса --
Там целы все стекла, вы представляете? --
Там работают ночные заведения, до сих
пор! --
А ночные бабы? --
Круглосуточно! --
А военнопленные? --
А военнопленные используются там для
коммунальных работ, как обычные
муниципальные рабочие. Им дают
увольнительные! --
А Международный Красный Крест шлет им
дополнительные пайки, да они там живут
лучше самих немцев! Ведущий.
Давай с тобою вместе... Хор.
Давай с тобою вместе... Ведущий.
На белом "мерседесе"... Хор.
Уедем туда... Ведущий.
Навсегда... (Входит
Офицер в черном.) Офицер.
Встать! Сесть. Встать! Сесть. Встать!
Внимание. По случаю наступающего Нового
года командование лагеря позволяет вам
иметь шестьдесят минут на отправление
религиозных служб. Это все. Ведущий.
Но послушайте, герр оберст... Офицер.
Мммм?! Ведущий.
Э-э... с вашего позволения, герр оберст... Офицер
(разрешительно). Ммм. Ведущий.
Мы приготовили рождественский
спектакль, герр оберст, мы хотели бы его
разыграть, хотя бы раз, герр оберст, да вы
же знаете, вы же были на репетициях: это
наша "Золушка", там нет ничего
против режима, никакой политики, одна
похабель. Офицер.
Шестьдесят минут на все. Ведущий.
Но как же месса? Прежде чем
побогохульничать, должны же мы
помолиться! Герр оберст, накиньте
полчасика... Офицер.
Вы хотите со мной торговаться? Ведущий.
Нет, герр оберст. Концлагерь есть
концлагерь. А не базар. Офицер.
Это разумно. Шестьдесят минут. Ровно час
на все. Придется выбирать между мессой и
похабелью. Хор Уходит
солнце на покой, Моряк
уходит за моря -- Ведущий.
Господа! Нам отпущено ровно шестьдесят
минут -- на все: на прегрешение и покаяние,
на молитву и непристойный фарс, на
стриптиз и рождественскую службу. Мы
должны успеть, господа, успеть и то и
другое, ибо и то и другое в равной
степени дорого человеку, да-да, и стыд и
бесстыдство -- лишь их одновременное
наличие придает каждой личности
своеобразие, а жизни -- смысл. Не будем же
тратить время и объединим усилия. О
христиане!.. Хотя, что же это я: вас же
надо поименно, а то ведь обидитесь. О
баптисты и католики, лютеране и
православные, духоборы и марониты, о
мормоны и адвентисты седьмого дня! О
сунниты и шииты! О буддисты и агностики,
язычники и марксисты! Восславим
праздник Рождества, поклонимся звезде
Вифлеема -- не вопреки каждый своему
вероисповеданию, а в строгом
соответствии с той его заповедью, где
сказано: --
Ну, возлюби же, подлец, ближнего своего
хотя бы на час! А это, уверяю, вас, сказано
везде. Ведущий
и хор О
великие небеса! Нас
терзают, не жалея, Ослепите
наши очи, Кто
сквозь вонь, дерьмо и темень (Появляется
кордебалет из действующих лиц "Золушки") Ведущий О
великие небеса! Дикарю
в глуши медвежьей. Ибо
люди в самой сути И
хотят любви и ласки, Пошел
лихой ритм. По
одному представляются действующие лица. Король Жил
на свете Бонапарт, Хор Вот
это парень! Принц Жил
на свете Дон Жуан, Хор
(повторяет припев). Фея Не
имею я грехов, Хор
(повторяет припев). Ведущий Итак,
перед вами действующие лица Хор Ранний
вечер, поздний полдень Король Мой
сыночек дорогой -- сэр! Принц Ах,
мой папочка родной -- сир! Король Настала
пора для решительных мер, Принц Папа! Король Везде
грохочут битвы, мильоны перебиты -- Принц.
Папочка! Король.
Спасибо, мой друг, -- без тебя я как без
рук. Принц.
Папаня!!! Король.
Послушайте, сэр! Принц.
Я слушаю, сир. Король.
А как же Норвегия? Принц.
Какая Норвегия? Король.
Я молчу. Принц Мне
не надо ничего, А
то я просто места Мы
пошли бы в уголок, Король Молчи,
сынок! Оба Норвегия,
Норвегия, Король Трубите
сигнал! Объявите окрест: Ведущий,
Король и Принц (на
мотив мессы) Небо!
Небо! Неужели Дома
у Золушки. Сестры
-- Жавотта и Жанетта. Жавотта.
Сестрица дорогая, ты слышала про бал? Жанетта.
Я слышала, сестрица дорогая. Дуэт Зовут
меня Жавотта. Золушка!
Золушка! Кругом
мобилизация, Золушка!
Золушка! Ну
и черт с ним, Золушка!!! (Появляется
Золушка. Это здоровенный сержант.) Золушка Я
маленькая Золушка, Куда
это вы собрались, сестрицы дорогие? Жанетта.
Как? Разве ты не слышала?.. Жавотта.
Тсс! А тебе не все равно? Мы с сестрой
идем в кино. Так что будь добра --
шевелись, сестра! (Золушка
усаживает сестер перед зеркалом.
Начинает брить.) Золушка Я
маленькая Золушка, Мы
пошли бы в уголок, Сестры Заткнись!
Убирайся! Вари баланду! Носи парашу! Дави
клопов! (Золушка,
обидевшись, отошла.) Мы
барыни-сударыни, Сестры
и Ведущий (на мотив мессы) Боги!
Боги! Дорогие! (Сестры
уходят на бал. Золушка в обиде.) Золушка.
На бал поехали! А? Женихов ловить! А? К
принцу свататься! А я? Ах, обманщицы-негодницы-сестрицы!
Уж я ли вас не поила, не кормила, уж я ли
за вами парашу не носила, уж я ли не
делилась с вами чем Международный
Красный Крест пошлет! На бал поехали! Ну
ладно! Фея! Фея! Ты дома? Иди сюда. (Уходит
за ширму. Входит Фея.) Фея Зовут
меня Фея (Из-за
ширмы выходит полуголая Золушка.) О-о-о-о!.. Золушка.
Чего удумали -- без меня женихов ловить. А
ну, Фея, наряжай меня, снаряжай, во все
самое-самое, да не жмись! Мне, может, за
самого принца замуж идти. Чтоб он на меня
только глянул -- и готово дело. Фея.
Для этого, мадмазель, вам одеваться не
надо. Золушка.
Это для тебя не надо, а принц небось
Оксфорд кончал. Дуэт (пока
Фея наряжает Золушку) Наведем
мы полный шик, Разоденемся
мы в пух, Фея.
Мадмазель понимает, какие теперь
времена? Золушка.
Понимает, понимает. Фея.
Мадмазель знает: цены растут,
нравственность... Золушка.
Падает, падает... Фея.
Мадмазель заплатит немного своей доброй
Фее. Золушка.
Как обычно. Фея.
Значит, здесь, в полночь? Золушка.
Как обычно. Фея.
Портвейн брать? Золушка.
Если дело выгорит -- поставишь коньяк. Фея.
Не забудь: в полночь! Золушка.
В полночь, в полночь. (Разряженная,
уходит на бал.) Ведущий.
Ай-ай-ай! Какой цинизм! Пользоваться
беспомощностью бедной девушки! Фея.
Э-э! Другой бы обошелся банкой консервов,
а я все-таки шелковых трусов не пожалел. Ведущий.
А просто подарить? Фея.
Бесплатно нигде не делается ничего. Ведущий.
Вот и гореть тебе в геенне после
Страшного суда! Фея.
Мне? Ха-ха. Вот послушай-ка. (Поет.) Предо
мной сидит судья, Суди,
судья, суди меня, А
вся истина ясна Суди,
судья, суди меня, Во
дворце. Король
и Принц Ранний
вечер, поздний полдень Открываем
занавес -- начинаем бал невест! (Те
же и сестры.) Сестры (канкан) Когда
джентльмена мы зовем на подвиг, Улыбнись,
малютка, Мы
маленькие девочки, мы пляшем и поем! Принц.
Во дают! Вы мои хорошие... Сестры.
Ты наш хороший! (заключают
в стальные объятия.) Принц
(вырвался). Ой! Ой! Папа! (Бежит.) Сестры
(преследуют). Ну-ка, живо в уголок! А уж
там и так и эдак! А на самый напоследок... Принц.
Папочка! (Спрятался за Королем.) Сестры.
Ну, все, король: он нас обесчестил. Обязан
жениться. Принц.
Ни за что! Король.
Раз обязан, пусть женится. Принц.
Папа! Идем покорять Норвегию. Король.
Ты же говорил: норвежские красотки, как
селедки... Принц.
Лучше селедки, чем зенитки! Король.
Девочки, принц шутит. Он, конечно,
женится. Но на ком? Сестры.
На мне!!! Жавотта.
Да ты посмотри на свою рожу! Жанетта.
Нет, это ты посмотри на свою! (Те
же и Золушка.) Золушка.
Ах, обманщицы, негодницы, сестрицы!
Здравствуйте, ваше величество,
здравствуйте, ваше высочество, вон вы
какие! Нет, вы только послушайте: на бал
поехали, а? А мне говорят: в кино идем. А? Я
сейчас, сейчас. (Танец.) Ранний
вечер, поздний полдень, Принц Ах,
папочка, ах, папочка, Принц
и Золушка Норвегия,
Норвегия, (Удаляются
за ширму.) Жавотта.
Король, как же так? Это несправедливо! Мы
первые! Жанетта.
Я первая! Жавотта.
Нет, я! Король.
Смирно! Вольно! Кругом! Шагом арш! Втроем Пусть
рожа (Ушли.
Музыка. Часы бьют полночь. Из-за ширмы,
торопливо одеваясь, спешит Золушка.) Золушка.
Бьют часы, едрена мать! Принц.
Дорогая! Ты куда? Золушка.
Что поделать! Спать ложись. Принц.
Не пущу! (Хватает за ногу.) Золушка.
Ишь ты, ласковый какой! (Выдергивает
ногу из сапога.) Принц.
Хоть скажи мне, где живешь! Золушка.
Любишь -- найдешь. (Исчезает.) Принц
(прижав сапог к груди). О
моя превосходная дама! (Видит
нары и пять пар голых ног.) Вот
я вижу роскошную спальню. Золушка Что
ж ты раньше молчал? Так бы сразу сказал! Фея,
Король, Сестры (наперебой) --
И я хочу в Дрезден! -- Возьмите меня в
Дрезден! -- Дрезден -- замечательный город:
по международному соглашению он не
подлежит бомбежке! Все В
этом мире среди грома и воя, Люблю
я этот город, Почтальоны
там приносят газеты, Люблю
я этот город, --
В январе нас перевели в Дрезден. --
А потом наступило тринадцатое февраля. И
четырнадцатое. Оба
этих дня мы провели в бомбоубежище. В то
время как полторы тысячи самолетов,
наших и американских, все сбрасывали и
сбрасывали воющую смерть на беззащитный
город -- всего три тысячи семьсот сорок
девять тонн. --
Вместе с нами сидел американский
писатель Курт Воннегут. Курт.
"Слышались звуки, похожие на топот
великанов. Это взрывались многотонные
бомбы. Великаны топали и топали. Дрезден
превратился в огненный ураган. Пламя
пожирало все, что могло гореть. Небо было
сплошь закрыто черным дымом. Сердитое
солнце казалось шляпкой гвоздя. После
бомбежки Дрезден стал похож на Луну:
одни минералы". --
Нагасаки -- семьдесят пять, Хиросима --
сто, Дрезден -- сто тридцать пять тысяч
убитых, главным образом, беженцев из
других мест Германии... Хор Этот
город -- там поют и танцуют, ПОБЕДА Американцы Вот
это парень! Вот это да! Ты наша радость --
а ну, давай сюда! Англичане Правь,
Британия, морями! Правь чем хочешь и
владей! Русские Гремя
огнем, сверкая блеском стали, пойдут
машины в яростный поход! Французы Алон
занфан де ля Патрие! Все
вместе (маршеобразно) Люблю
я этот город -- не город, а мечта! Эпилог (Ведущий
и Хор) Я
недавно сделал открытие: --
Но как же быть, когда идет игра? --Я
понимаю... Я только говорю, что совесть --
это... --
Но как же быть, когда идет борьба --
Я не знаю... я ведь только говорю, что
совесть -- это... --
Но если все безумием одним --
Я не знаю! Я только знаю, что совесть --
это нравственная категория, позволяющая
безошибочно -- отличать дурное -- от
доброго!.. (Пауза.) Голос Ничего,
что дождик с ветром... Общий
хор Ничего,
что дождик с ветром за окном Пустим
мы по кругу этот добрый грог, Дай
руку, старый друг, КОНЕЦ
|
|