В гостях: Юлий Ким. Ведущий: Роман Щепанский.
– Мне кажется, что вы не любите такой активный отдых?
Я имею в виду: палатка, отсутствие консервного ножа, комары,
в кустах медведь? Мне кажется, что вы человек, который любит
комфорт: отель, пляж, лежак, море?
– Еще зависит от возраста. В свое время, как ни странно, мой
отдых был весьма активен, когда я служил учителем на
Камчатке. Два лета я провел исключительно в походах в тундре,
с палаткой, и даже был медведь в кустах, как ни странно,
поэтому я так весело отнесся к вашему перечислению.
– А когда наступил такой возраст, когда вам захотелось
уже комфортно отдыхать?
– Я не могу сказать точно, но последние лет пятнадцать точно.
– Едем сначала на Ближний Восток.
– С удовольствием. Ближний Восток для меня сливается со
словом, с государством Израиль с 90-го года. Там я впервые
оказался в 90-м году. Понятно и легко объяснимо, почему.
Потому что первая эмиграция на рубеже 60-70-х и дальнейшая
волна этой эмиграции унесли много знакомого народа из моего
окружения. Естественно, получая от них письма, я страшно
заинтересовался, что за страна, да и вообще. Просто даже со
стороны, глядя на историю молодого государства, только и
поражался, как оно из одной войны впадает в другую. За
пятьдесят лет они восемь войн пережили явных и активных и
одну сплошную непрерывную. Поэтому мне было, конечно, очень
интересно. Я поехал туда впервые еще в 90-м году.
– Еще при советской власти?
– Да, еще при Cоветах, в 90-м, но это уже был разгар
перестройки. Я вообще стал выездным очень поздно.
– А почему вас не выпускали, вы же никогда не были
антисоветчиком?
– Я был антисоветчиком и весьма махровым. Я был в славном
отряде наших диссидентов. И настолько активно в этом
поучаствовал, что в 1968 году мне запретили заниматься моей
профессиональной учительской деятельностью. Я был
преподавателем литературы и истории. И последние три года в
этом качестве работал в прекрасной школе номер восемнадцать.
Специальной физико-математической школе при МГУ, где учились
физико-математические гении. Вот, я там преподавал, и оттуда
меня и вышибли за свободомыслие и вольнодумство в 1968 году.
– Когда вы впервые попали в Иерусалим, у вас не было
такого ощущения, что хочу увидеть одно, а вижу другое?
– Нет. Я немножко был к этому подготовлен. В моей биографии
есть трехлетний период жизни в Туркмении. В городе Ташауз я
насмотрелся восточного базара выше головы за три года и
своеобразия восточных городов. Я жил в старом городе города
Ташауз. Это глинобитные дома, узкие улицы, ишаки, арбы и
прочие и прочие прелести восточного быта. Нечто похожее я
сразу увидел и заметил в Израиле, поэтому на меня пахнуло
чем-то родным. Поэтому пестрота, яркость восточного базара,
еврейского или арабского, для меня уже не были новостью. Но,
конечно, смесь западной цивилизации и всего этого в
архитектуре и в уличной толпе, это производит сильное
впечатление.
– На Мертвом море были?
– Да, конечно. На Мертвом море я был и очень быстро освоил…
по Мертвому морю я пешком ходил.
– То есть как? Лежали все-таки?
– Нет, я как раз люблю там ходить. В какой-то момент, когда
медленно идешь по дну Мертвого моря в глубь, в какой-то
момент дно уходит из-под ног. И тут нужно неуловимым
движением быстренько поймать вертикальное положение, чтобы
тебя не заваливало на эту воду. Очень быстренько, путем
шевеления пятками, придаешь вертикальное положение и дальше
начинаешь просто двигаться, в воде, не касаясь дна начинаешь
двигаться. Вот так путешествовать вертикально. Вода доходит
приблизительно до подмышек. Это полное блаженство ходить и
беседовать с другом. Обязательно, чтобы был какой-то друг, с
которым можно беседовать. Или поиграть с ним в какую-то
словесную игру, или обсудить проблемы Ближнего и Дальнего и
всякого Востока с Западом одновременно и, конечно,
посудачить о России. Это полное блаженство. Там у меня есть
несколько таких собеседников, с которыми этим время от
времени занимаемся. Я в Израиль наезжаю довольно часто.
– А самое любимое место в Израиле?
– Самое любимое место, конечно, Иерусалим. Иерусалим, как-то
его назвал Гарик очень точно, "провинциальная столица мира".
Так оно и есть. Это совершенно особенный город в Израиле.
Там их три, ну, четыре: Бершева, Тель-Авив и Хайфа, это, в
общем, европейские города. Особенно Тель-Авив, конечно.
Небоскребы, шум, толкотня, улицы, уличные ресторанчики - это
все напоминает Европу, вероятно Италию, восточного колорита
почти нет. А Иерусалим отдельно, это особенное место. Там
старый город. Там, конечно, есть арабские кварталы. Там есть
улица, на которой живут только евреи-ортодоксы. Их легко
узнать. У них традиционная хасидская форма одежды. Ну, она
не строгая форма, как военная, но тип одежды. Черная тройка,
черная шляпа, черные башмаки – это то, что отличает
ортодоксальных евреев или хасидов, я немножко путаюсь. Это
все встречается на каждом шагу, но в Иерусалиме особенно.
Там даже есть целые улицы, где живут ортодоксы. Именно там
произошла чудовищная история с замечательным скульптором
Давидом Коломбо, который погиб из-за этого ортодоксализма. В
субботу они перегораживали свои улицы цепями, чтобы никто не
проезжал. Это считалось кощунством и считается поныне. А он
разлетелся на своем мотороллере, налетел на эту цепь и
погиб, а это был замечательный скульптор. С тех пор они
перегораживают только легкими ограждениями, налететь на
которые опасности для жизни не представляет. Вот это такая
особенная экзотика: старый город посреди Иерусалима со всеми
его стенами, сочетание, соединение мечетей, синагог,
православных, католических, каких только нет. Храм Гроба
Господня, внутри него армянская церковь, греческая церковь,
копты, католики и наши. Одно только это заставляет изумиться
и вертеть головой во все стороны.
– Почему необходимо побывать в этом маленьком, но
замечательном государстве? – В этом государстве
непременно надо побывать для того, чтобы хотя бы постоять у
колыбели цивилизации. Для того чтобы проникнуться духом
этого очень энергичного, жизнедеятельного народа и
почувствовать его право на существование на этой земле,
которое, к сожалению, многими оспаривается даже в Европе,
даже среди цивилизованных народов.