РИФМЫ ГИТАРЫ
Песни Окуджавы — на слуху. Их поют многие и много, о них спорят уже несколько лет. Не буду пересказывать, что в этих песнях и как они написаны. Скажу несколько слов о том, кто стоит за песенной поэзией Окуджавы. Представьте школьника, растущего без отца и без матери, не по летам серьезного, даже хмурого, умного и начитанного. Из девятого класса он идет на войн, трудно к ней привыкает, с честью заканчивает университет Великой Отечественной. Потом филологический факультет настоящего университета. Потом несколько лет учительствует в сельской школе в Калужской области. Потом приезжает в Москву — пристраивать стихи, которые написались на студенческой скамье, в школе, после уроков. Слава, столь милостивая к иным поэтам, долго обходит его стороной. Он живёт трудно, печатается редко, зарабатывает переводами, редакторской службой. С поистине муравьиным упорством заслуживает внимания этот «московский муравей», как он сам себя назвал. В один прекрасный вечер он бредет по улицам и из окон всех студенческих общежитий слышит свои песни. Молодежи хочется петь; они требуют песни — своей песни, о себе, о своей судьбе. Так требовали своей песни крестьянские парни у Исаковского, фронтовая молодежь у Фатьянова. И вот в инвентарь геологических экспедиций включается обязательная гитара. Молодые киносценаристы заставляют своих героев петь Окуджаву, петь так, как он поет сам, громким и мелодическим шепотом, не давая музыке заглушать смысл слова. Сейчас лучшие песни Булата Окуджавы вошли в обиход. Уже ясно, что ему удалось сказать что-то, что до него не говорилось, заставить запеть людей, которые не пели прежде. Борис СЛУЦКИЙ, Кругозор, 1968, №4, стр. 13
|