Было бы странно предположить, что в обществе раздрай и некий конфликт, а у нас, например, в консерватории, все тихо и гладко. Мы тоже общество, мы тоже с кем-то спорим, а с кем-то соглашаемся. Жанр авторской песни не исключение. Президент московского КСП Игорь Каримов в своей книге пишет о том, как злились организаторы слетов на покойного Валерия Абрамкина, который «привлекал» к этим слетам политические акции. «Хроника текущих событий» упоминала о задержаниях на слетах. Александр Галич был под конкретным запретом. Автор Николай Якимов упоминал о том, как оставлял пустые места в афише Александра Мирзаяна, чтобы потом вписать туда песни на стихи запрещенных поэтов. Ныне внутренние конфликты в жанре группируются вокруг, пожалуй, двух тем. Первая — Грушинский фестиваль, и вопрос даже не только в том, кто прав — сторонники старой или новой волны, а в том, что некоторые авторы, исполнители, да и просто зрители сегодня не хотят «благословения» сверху этого фестиваля, не считают нужным умиляться участию в нем одиозных представителей правящей партии и госчиновников. Впрочем, легитимный вопрос: а в 90‑е годы «Наш дом — Россия», партия власти, не благословляла фестиваль? Или это не так раздражало? Или на больших площадках тогда не выступали корифеи? Или в Чечню не ездил десант авторов — де-факто поддержать российские войска в тот момент, когда действия этих войск были весьма далеки от принципов гуманизма и соблюдения прав человека? Или классиков жанра тогда не звали к себе большие люди, чтобы они им спели «Перекаты» и «Вы слышите, грохочут сапоги»… И сильно помогали классикам и деньгами, и еще чем угодно. И олигархи не все были златозубы и туповаты, случались тонкие ценители высокой поэзии под гитару… Водораздел пришел с «Норд-Остом». Проект этот был сделан под руководством легендарных «Ивасей», Георгия Васильева и Алексея Иващенко. Теракт, штурм, огромное количество вранья, сопровождавшего эту трагедию, вызвали возмущение и осуждение действий российской власти. Это был первый раз, когда ударило конкретно по жанру. Очень хорошо помню явно и сильно нездорового после неизвестного газа Георгия Васильева в студии «Эха Москвы», Алексея Иващенко в гипсе. Иващенко тогда вывел из захваченного Дома культуры на Дубровке несколько десятков артистов, сам сломал ногу. А Васильев вместе со всеми сидел несколько суток в зале и перенес ту самую атаку с так и не выясненным газом.
Когда в 2005 году подписывали письмо в поддержку Михаила Ходорковского, были подписавшие (несмотря на предположительно негативные последствия такой подписи), кто откровенно сказал «боюсь», а были и не пожелавшие из идейных соображений. Когда по Москве пошли «Марши несогласных», я неоднократно встречала на них кого-то из представителей бардовского сообщества. Когда образовалась «Лига избирателей», одним из ее активных создателей был Георгий Васильев. Творцы выходили за рамки подписания писем в поддержку бардовского клуба «Гнездо глухаря» или Центра авторской песни на Павелецкой. В 2008 году во время ввода российских войск в Грузию были классики жанра и на той, и на другой стороне. Мне это известно как из публичных писем (против), так и из частных разговоров (за). В 2013 году на конференции об авторской песне свою четко поддерживающую власть, точнее, конкретно Путина, позицию обнародовал в своем докладе «Авторская песня и власть» поэт Дмитрий Сухарев. В 2013 же году Сергей Никитин отказался участвовать в юбилее Юрия Башмета с мотивировкой: «Не считаю для себя возможным быть на этом вечере в силу серьезных разногласий с юбиляром по поводу принятого закона Димы Яковлева и его отношения к президенту В. В. Путину».
Итак, Крым и Украина—2014. Еще в 2007 году Александр Городницкий написал песню «Севастополь останется русским», которая очень удачно пришлась к крымской кампании и спровоцировала жесткие обвинения в адрес Александра Моисеевича. Городницкий от песни не отказывается, но и способ присоединения Крыма не одобряет. Кстати, им написаны весьма яркие стихи про Майдан. Юлий Ким свою позицию также в стихах обозначил, и она не поддерживает действия властей.
Вот цитата из публикации одного из организаторов бардовских концертов — Игоря Грызлова «Барды разделились на «Крымнаш», и это уже пора признать и не спорить. Как с этим жить любителям бардовской песни? Кто-то не едет на «Гренландию», так как это ЕР («Единая Россия»). Кто-то из бардов думает, ехать ли ему на «Балаклавские каникулы»… Стоит ли в крымском бардовском лагере вешать портрет одного президента».
В марте этого года социальные сети закипели обсуждением выступления в «ДНР» под флагами оной дуэта Евгений Быков — Лидия Чебоксарова. Надо сказать, что сегодня многие авторы ездят с гастролями в США и Израиль, Европу и даже Австралию. И русскоязычное сообщество этих стран не осталось равнодушным. Позволю себе процитировать фрагмент публикации президента американского клуба авторской песни Валентина Черняка: «На вопрос, кто такие Чебоксарова и Быков, есть очень простой ответ: одни из самых талантливых исполнителей и аранжировщиков современной авторской песни. И их выступление в Донецке никак этот титул с них не снимает — аранжировки Жени все те же, голос у Лиды все тот же. Изменяется другое: наше восприятие их. Говорю за себя, чтобы не обобщать: мое восприятие. Есть в жизни вещи, которые нельзя делать, даже если кажется, что можно. Нельзя выступать под флагами террористической организации. Нельзя стоять на одной сцене с террористами, даже если они выглядят обычными солдатами. И не имеет никакого значения, что в зале были зрители, которые остались довольны. Это просто вообще не важно. Есть такое слово «западлО». Вот выступать там, где было выступление, — западло. Я за многообразие мнений, и я понимаю, что разным людям западло разное. Но, к сожалению, именно тут проходит черта, после которой совместное распевание любимых песен перестает быть совместным сопереживанием и превращается в исполнение и прослушивание. Важные человеческие слова начинают означать разные вещи для людей с одной и другой стороны черты. И смысл всего этого КСПшно-АПшного (Клуб самодеятельной песни и авторская песня) братства на том теряется, возможно, навсегда». Впрочем, Чебоксарова и Быков просто съездили и спели. Точка. На вопрос «как вы могли», Лидия Чебоксарова ответила резко, что это ее личное дело, куда ездить выступать, и спрашивать она никого не станет. А потом были два публичных выступления Александра Мирзаяна. Одно — в клубе «Гиперион» в феврале 2014-го, его можно найти в интернете, где, цитирую: «А вот Украина — это же наши исконные русские земли… О чем мы говорим… Это же никак не может никуда отделяться… Я не понимаю, где наши танки? Уже давно были бы там… Если бы я был там (показывает наверх), все было бы уже давно решено». Второе выступление недавно в Донецке, август 2015-го. Сам говорит о том, что не видит в действительности того, что происходит здесь на самом деле. «Я не могу представить, как в XXI веке происходит вот это… Дорогие мои, вы – форпост России. На вас у меня колоссальная надежда. Что вы можете обратить «Русский мир» в новую реальность... «Русский мир» должен по-другому на себя взглянуть и именно через призму Донбасса. И я горжусь вами, преклоняюсь. И мне стыдно, что я не могу сам взять автомат и участвовать сам в этом освободительном движении… Но, ребята, я на вас смотрю с большой надеждой, поверьте…» Скажу сразу, что это был настоящий раскол. После этих выступлений пошел шквал эмоций как резко осуждающих, так и благодарственных. Соратники Мирзаяна по объединению «Первый круг», скорее, поддержали его. Вот фрагмент из стихотворения Андрея Анпилова:
«Бревном соринка колет глаз./Не застилая взгляд./Согласья не было меж нас./—/Но он мой брат./Где Авель, брат твой? — в эти дни./Когда в сердцах они/Зовут «Распни его, распни»,/— Словно Его распни».
Страсти накалились до такой степени, что некоторые коллеги по цеху отказались участвовать в мероприятиях с участием Александра Завеновича «… Я ухожу, если в программе фестиваля будет заявлен Мирзаян». В ответ представители объединения «Первый круг» со своей стороны заявили поддержку Мирзаяну и отказ от участия в фестивале памяти Виктора Луферова, ныне покойного яркого участника «Первого круга». Кто из них ошибается, не мне решать. Мне только предельно грустно от этого. И данная статья — не донос на правых и виноватых, а некий вербализированный ужас от такого разделения близкого и понятного сообщества. Надеюсь, никто и никогда от словесного осуждения не перейдет к физическим действиям и реальному автомату. Но страшно и грустно.
Нателла Болтянская —
специально для «Новой»