|
Казанцева ЕленаЕлена Владимировна Казанцева 5 декабря 1956 года в городе Минске. Живет Минске, иногда в Москве. Ещё лет восемь назад Казанцева звонила раз в месяц и читала короткие стихи. Каламбурного характера. Потом это прекратилось, Лена замуж вышла. Мне не известно, пишет ли она вообще теперь песни и стихи. Я уверен, что до меня бы дошли слухи, а скорее сами вещи, если бы она писала. И вот что видно из сегодняшнего дня. На песнях Казанцевой нет отпечатка десятилетий (мол, это вещи середины 80-х, это времени перестройки, а это уже при Лукашенко и так далее). На них есть отпечаток больших эпох. Советской песни, русского романса, блатной песни. «Айседора Дункан» могла быть написана и в 1930-м, а может быть написана и в 2050-м далеком году. Если перебрать все стихи и песни Лены – то во всех есть это свойство – накрывать собой очень долгий временной пласт. В сущности, лучшие песни Лены вписались в неширокий круг русских песен, которые были словно всегда. Землянка, По Смоленской дороге, Тишина за Рогожской заставою… и где-то не очень далеко Поёт Лолита Торрес, Вечер городской, Я скучаю на диване… 28.1.18, А.Анпилов
ЕЛЕНА КАЗАНЦЕВА Вчера позвонил Игорь Грызлов и посетовал: -- Что-то давненько в Москве мы Лену Казанцеву не слышали… Ты то её помнишь? Я, не успев обидеться на такое предположение, сразу пробормотала в трубку: -- «На извозчике едет Алёшенька, у него голубые глаза»…. Разве можно подумать, что я не помню Елену Казанцеву??? Её песни… И меня, конечно, увлекло в воспоминания… Сразу вспомнилось как, когда и от кого я впервые о ней услышала… В 2000 году я приехала к Любови Захарченко домой, чтобы записать интервью для журнала «Юность». А с Любой я познакомилась летом того года на Грушинском фестивале, где побывала тогда впервые. Песни Любины и раньше знала, конечно, «Чёрная смородина» часто по радио звучала, была уже любимой песней, и меня её автор очень-очень интересовал. Но автор (Любовь Захарченко) оказался каким-то неправильным собеседником. Люба принялась мне рассказывать о других бардах: -- Ну что там обо мне! Вот бы вам познакомиться с Еленой Казанцевой! Она живёт в Минске, у неё чудные стихи, это настоящий поэт… Вот такое начало интервью… Как же не запомнить на всю жизнь? Позже, через несколько лет, в 2007-м, когда я познакомилась с Евгением Александрович Евтушенко и он привёз в мою Запрудню свои книги в автографами ( подарок!) , в антологии «Строфы века» , составленной им, я обнаружила Еленино стихотворение и нашла слова Евтушенко о Казанцевой: «На редкость изящное дарование». Помню, как я обрадовалась! Ведь Елена тогда уже была мне знакома! И я уже слушала её выступление на Гитаре – на главной сцене Грушинского фестиваля в 2001 году. Елена пела свою чудную песню: «Солнце взойдёт, я увижу дорогу…» Она пела, а я, сидя вместе со всеми на Горе, обливалась слезами, ну, проще -- урёвывалась, от какого-то несказанного горького счастья… А в 2003 написала о ней в книге «Грушинский фестиваль эссе. Вот, можете прочитать, если у вас нет этой книги… И будем с вами вместе ждать новых встреч с Еленой Казанцевой. ГОРЕЧЬ НАИВНОГО ЭПАТАЖА Боже мой – распускаются веники! Что-то нынче весна преждевременна… Я сварила на ужин вареники И призналась тебе, что беременна. Елена Казанцева Лирическая героиня песен Елены Казанцевой – тихоня. Она негромко и доверительно делится с аудиторией своими женскими горестями, как будто проглотив очередной раз слезы, рассказывает о своих «незадачах» близкой подруге. Рассказывает, с легкой усмешкой над собой: Только летчики одни Дарят мне свои огни. Пролетят, взмахнут крылом И растают за углом И опять на море тишь… Так вот, сдуру, и взлетишь А ведь ей, возможно, впору по жизненной ситуации вспомнить Николая Гумилева: И дал Люцифер мне шестого коня – отчаянье было названье ему…». Но женская сущность “лирической героини” такова, что если “шестой конь” ворвется на ее луга, она ласково потреплет его гриву да еще проводит к водопою. Ее отчаянье так тщательно спрятано – за легкой улыбкой, за прощением, за надеждой на свои собственные силы, что «лирической героине» не до него: Остывают вареники синие– Я их выброшу к чертовой бабушке. Я красивая, гордая, сильная – Я на завтрак сготовлю оладушки. Лишь иногда прорвется горечь: «Горе свое, – оттого и болит...». Но она поскорее укрывает ее за наивно-беззащитный эпатаж: Если б я была свободна, Если б я была горда, Я могла б кого угодно Осчастливить навсегда. Но поскольку несвободна И поскольку не горда. Я могу кого угодно, Где угодно и когда. В 2001 году Грушинская Гора приняла Елену Казанцеву с одного простенького четверостишья – усмешки, а потом, притихшая, слушала ее песни. Такой нежный и легкий голос только так и слушать. Он будто создан для того чтобы петь, стоя на Гитаре под ночным небом : Солнце взойдет – я увижу дорогу,– Только б не знать, что она в никуда, Только б любить одинокого Бога, Только бы петь, как живая вода.
Ирина Алексеева
|
|