Авторская песня (история и современность)

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Пресса о фестивале

Гудок


Включившись в общее течение мировой музыкальной культуры два века назад, Россия успела выработать не так уж много оригинальных жанров. Тем более важно хранить и не терять их. Очередной, уже двадцать восьмой по счёту, Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина завершился в Самарской области. 

Все эти годы энтузиасты бар-довского дела собираются в июле на Мастрюковских озерах (где-то в центре Жигулёвского xребта), разбивают там палаточный городок и самозабвенно поют несколько недель. За это время они конечно, успели внедрить своё мероприятие в неофициальную культурную карту - как общероссийскую, так и местную. Последнее обстоятельство выразились в инициативе начальника Куйбышевской железной дороги Евгения Плохова - о переименовании близлежащей станции 135-й километр в Платформу имени Валерия Грушина. А первое - в невиданном доселе подключении технических новшеств к обслуживанию фестиваля. Устроители создали специальный Интернет-город. Он обеспечивал прямые сетевые трансляции концертов, позволяя всем желающим пользоваться всемирной паутиной, прямо не сходя с поляны, и, естественно, сверхоперативно выдавал информацию о происходящем. Напряжение компьютерных усилий оказалось так велико, что в конце концов у бардов и их поклонников вырубилось электричество.

Хозяев фестиваля это, впрочем, не смутило, и они обещают в следующем году приготовить ещё более современные технические диковины. Если дело так пойдёт и дальше, никуда н' ""до будет ездить. Каждый сможет преспокойно охватить «грушинскую» программу, не отрываясь от монитора. Только, как заметил профессор Хиггинс, «нельзя записать ничью душу на плёнку".

Алексей Aнастасьев


Репортер


Интернет объединил


Вечером 7 июля все, кто не смог попасть на Грушинский, смогли увидеть гала-концерт прямо с набережной Волги. Трансляция была организована компанией "Самара-Интернет" при технической поддержке фирмы "Ростелеком". Спонсорами выступили фирма "Билайн-Самара" и московская фирма компьютерных технологий CompTek.

Ровно в 22.00 с грушинской Поляны через передатчики, установленные на вышке в районе Зольного, на набережной был получен сигнал. Сначала появился звук, а через две песни можно было увидеть и поющих бардов.

Огромный экран поражал воображение, а с наступлением темноты появилось ощущение единства с теми, кто находился в тот момент на Поляне. Размеры экрана были таковы, что позволили увидеть концерт и с аллей, и с Ладьи, то есть буквально со всех сторон набережной. Из-за отсутствия предварительной рекламы народу собралось немного.

В основном пришли те, кто по ряду причин не смог поехать в этом году на фестиваль. Они расположились прямо на ступенях большой лестницы - на расстеленных одеялах и полотенцах, предусмотрительно захватив с собой термосы с едой, так как концерт длился до утра.

Попытка организаторов приблизить фестиваль к городу дала возможность многим пришедшим почувствовать себя частичкой этого праздника и проникнуться неповторимой атмосферой грушинского братства.

Елена ЖАРИКОВА


Репортер


Дождя не будет


"Каждый год у Мастрюковских озер вырастает огромный палаточный городок, в который съезжаются люди со всех концов страны и даже мира. Приезжают за тем, чтобы встретиться со старыми друзьями, послушать песни и самим попеть их у костров, подышать этим неповторимым воздухом. И получить заряд энергии, которой хватит до следующей Горы".

Так или примерно так начинается почти каждый материал, посвященный Грушинскому фестивалю. Авторы, как правило, восхищаются тем, что любителей авторской песни год от года становится все больше: те, мол, кто хоть раз вдохнул воздух фестивальной Поляны, "подсел" на него и будет непременно возвращаться сюда вновь и вновь. Бардовское мероприятие, мол, пользуется все большим интересом со стороны федеральных структур и спонсоров, и фестиваль наконец приобрел статус всероссийского. И, в конце концов, еще ни один бардовский слет не приобрел таких масштабов, как под Самарой.

Все это так, но за всеми этими восторгами не слышно голоса тех, кто считает, что Грушинский стал другим. Репортер, который принадлежит к числу последних, решил проанализировать свои ощущения от фестиваля и понять, что же все-таки не так.

Даешь цивилизацию!

Первые новшества, бросающиеся в глаза, - огромное торговое пространство, которое раскинулось перед Поляной. Здесь не только можно приобрести любые необходимые для туриста вещи и продукты, но и неплохо и недорого перекусить. Вам предложат комплексный обед или шашлык, огромный выбор прохладительных напитков, мороженое и так далее. Спрашивается, зачем что-либо готовить на костре, да еще в такую жару, когда можно сходить в кафе и спокойно покушать. Были бы только деньги. Ну а если, как пообещал главный архитектор Самарской области г-н Жуков, на Поляне начнут воздвигать капитальные строения - скорее всего, гостиницы, - тогда и палатки уже будут не нужны.

В связи с этим Репортеру почему-то вспомнился разговор с Олегом Митяевым восьмилетней давности.

Олег тогда сравнивал Грушинский с подобными мероприятиями на Западе. "У них там все очень культурно и комфортно. Нет нашего русского разгильдяйства", - с улыбкой заметил бард. Эх, Олег, не думали мы тогда, что русское разгильдяйство постепенно начнет уступать место западному комфорту на родном Грушинском.

Комфорт, конечно, вещь хорошая, и то, что на фестивале наконец-то появились давно обещанные биотуалеты, - просто здорово. Вот только вход туда сделали платным - видимо, у спонсоров, число которых в пресс-релизе перевалило за три десятка, на подобную "роскошь" денег уже не хватило.

Роль второго плана

В принципе Поляна всегда была поделена на улицы и районы. Все всегда знали, где находится гостиный двор, лагерь тольяттинцев или челябинцев, что такое "Кольский бугорок" и так далее. Сложности возникали только у новичков, но в этом году для них развесили указатели, и кроме доски информации работала удобная интернетовская программа "Найдется каждый".

Компании "СМАРТС" и "Билайн" организовали телефонную связь, так что любой желающий мог позвонить домой или друзьям. Но главную улицу, как и в предыдущие годы, оккупировали спонсоры. Провести без них фестиваль, на который съехалось около 150 тысяч человек, невозможно, и потому главная улица была выстроена из добротных лагерей со столами и охраной. Но вот когда просто гуляешь мимо всех этих названий, то невольно начинаешь ловить себя на мысли, что попал на какую-то коммерческо-политическую тусовку. Здесь тебе и партии, и фирмы, и еще что-то, не имеющее никакого отношения к бардовской песне.

В прошлом году Репортер долго пытался выяснить у гостей фестиваля, жива ли, по их мнению, авторская песня, и только этим летом понял, что вопрос этот не имеет под собой оснований.

Бардовская песня не умерла и не испытывает особого кризиса. Просто на своем фестивале она ушла на второй план. На первый план вышла обычная тусовка, в которой каждый участник преследует свои определенные цели. Вот почему палаточный город стал таким большим и разномастным. Может, это и хорошо, но в огромной толпе теряется она, Песня, ради которой, в общем-то, "все мы здесь сегодня собрались".

VIPы

Почетных гостей фестиваля можно теперь разделить на две категории: политики и барды. Правда, в этом году на Поляну приехали Александр Градский, Михаил Боярский, Никита Джигурда и Дмитрий Дибров, которых ни к тем, ни к другим не отнесешь. Как и не отнесешь ни к одной из этих категорий Олега Сысуева, который на этот раз почему-то не приехал. Его отсутствие было замечено сразу, как только на футбольное поле вышли участники традиционного футбольного матча сборных мира и Самары. Какие бы должности ни занимал Олег Николаевич, он на Поляне был всегда своим. Его появление не связывалось с очередными выборами и конъюнктурами банковского рынка. Человек просто играл в футбол, любил звучавшие здесь песни, и Поляна это ценила.

Однако свято место пусто не бывает, и на смену бывшему самарскому мэру на футбольное поле вышло аж два нынешних кандидата на этот пост. В ворота встал Геннадий Звягин, а на поле вышел Юрий Присекин.

Валерий Карлов ограничился ролью болельщика. Кроме них, в команде хозяев играло множество известных людей во главе с Николаем Колесниковым. После матча некоторые игроки сборной мира признались Репортеру, что на поле им не хватало Сысуева.

Что до политиков более высокого ранга, то к началу ночного концерта на Горе появились лишь Сергей Кириенко и Александра Буратаева. Представитель президента в Приволжском округе попросил журналистов не задавать ему политических вопросов, поскольку он приехал слушать песни, которые знает и любит.

Таким образом г-н Кириенко не захотел затрагивать тему политизации Грушинского, хотя среди организаторов фестиваля значатся "Молодежное единство" и СПС. И как бы в подтверждение аполитичности всего мероприятия самарские милиционеры не захотели пропустить Сергея Кириенко на специальные гостевые места. Охране представителя президента, которая оттолкнула милицию и помогла Кириенко пройти, пришлось услышать в свой адрес несколько неприятных выражений от работников правопорядка. Сей инцидент настроение высокому гостю не испортил, так как он посчитал, что милиция просто выполняет свой служебный долг, о чем он и высказался вслух.

Ожидалось появление на Горе и Анатолия Чубайса, поскольку РАО "ЕЭС России" стало в этом году генеральным спонсором Грушинского. Репортер не знает, как чувствовал себя в эти дни г-н Чубайс, но вспоминали его на Поляне очень часто: неполадки с электроснабжением начались еще шестого, а во время ночного концерта свет во всем лагере потух почти на час. Естественно, что возмущенная Гора не единожды вспоминала имя главного энергетика страны. Понятно, какими словами. Правда, уже 9 июля АО "Самараэнерго" сообщило, что авария была вызвана неполадками на подстанции "Задельная", принадлежащей Куйбышевской железной дороге, и попросила за подробной информацией обращаться туда.

В ожидании дождя

По окончании Грушинского фестиваля осталось без ответа много вопросов. Во-первых, почему те, чьи имена неотделимы от авторской песни, не приехали на Поляну. Сергей Никитин, Виктор Берковский, Вадим Егоров, Георгий Иващенко, Алексей Васильев и многие другие не появляются на фестивале уже не первый год. Конечно, у всех различные жизненные обстоятельства. Но почему раньше они не мешали бардам приезжать на фестиваль, общаться с молодежью, а теперь мешают?

Во-вторых, как так получилось, что на фестиваль приезжают те, кто даже понятия не имеет, кто такие барды. Один из таких субъектов долго пытал на эту тему Репортера перед футбольным матчем. Может быть, широкая реклама и огромная помощь со стороны правительства, партий и спонсоров пошли во вред фестивалю, на котором песня отошла в тень? У Репортера создалось такое впечатление, что большинство гостей приехало, чтобы выпить и потусоваться. Раньше водка и большое стечение народа не мешали песням, а только помогали. Так, может быть, количество гостей переросло допустимую критическую массу и стало убивать саму идею фестиваля? Причем очень не хочется, чтобы во всех бедах винили членов Грушинского клуба. Они-то как раз делают все что могут. Ведь невозможно каждого приезжающего проверять на любовь к авторской песне. Однако делать что-то нужно.

И последнее. Раньше ни один из фестивалей не обходился без дождя. Это была своеобразная примета:

как Грушинский, так обязательно дождь. Репортер даже помнит такие моменты, когда подняться к электричке по мокрому склону было очень сложно, а из палаток, поставленных в низинах, выплывали вещи. Но вот уже второй год дождей в дни фестивалей нет. Неужели даже природа отвернулась от Грушинского фестиваля, поняв, что из него уходят романтизм и творчество? Если так, то это плохой признак. Вот почему очень хочется пожелать следующему фестивалю хорошего ливня, который смоет все наносное и конъюнктурное.

Лилия ХАВИНА


Репортер

Александр Градский: «Интересных исполнителей порождает "болото"»


Постоянный спонсор Грушинского фестиваля Альфа-Банк решил преподнести всем собравшимся на Поляне небольшой сюрприз. Что может порадовать больше, чем хороший гость? Вероятно, руководствуясь именно этим соображением, Альфа-Банк пригласил на фестиваль народного артиста России Александра Градского.

Вообще-то за всю свою творческую жизнь Александр Градский дал всего две пресс-конференции, и обе перед юбилейными концертами. Третью, неюбилейную, певец устроил в лагере Альфа-Банка для журналистов, собравшихся на Поляне. Первое впечатление от фестиваля у Александра было хорошее, хотя, по его признанию, комфортно он чувствует себя только дома на диване, где ничто не мешает его внутреннему мыслительно-творческому процессу. Но поскольку многие рассказывали гостю о замечательном впечатлении от огромного количества слушателей на Горе, то он решил сам испытать это чувство. Однако первый взгляд на Гору немного разочаровал певца. Ведь даже если она будет забита, то всех слушателей на ней все равно не будет больше, чем на двух-трех его концертах в некоторых концертных залах. В то же время г-ну Градскому показалось, что публика на фестивале отличается от той, которая ходит на его выступления. По словам певца, люди здесь объединены любовью к жанру вообще, а не к какому-то конкретному исполнителю. Им наверняка все равно, кто и в какой последовательности выступает - важен сам принцип общения.

Приезд на Грушинский для Градского не просто получение удовольствия. Ведь если бы это не было работой, то он просто не приехал бы. Однако для певца важно сочетание работы и получения положительных эмоций. Александр чувствует, что на фестивале он несколько чужероден, поскольку работает в другом жанре.

- В то же время я считаю, что между тем жанром, в котором работаю я, и тем, что делают участники фестиваля, есть общие вещи. Я думаю, что прежде всего это отношение к поэзии. Понимаете, мои помыслы менее чисты, чем мысли и устремления тех, кто здесь собрался. Я сугубый профессионал, у меня абсолютно другой подход к выступлениям и творчеству. У нас просто разные профессии. Я не могу уйти от того, что для меня заработок, реклама, музыкальная политика имеют очень большое значение. Здесь, по моему мнению, у людей на первом месте то, что у меня было лет 35 назад. Тогда я просто выходил с группой и играл. Было совершенно все равно - платят ли, знают ли и так далее. Но со временем все изменилось. Но я не согласен с теми утверждениями, что бардовская песня стала испытывать кризис. Мне кажется, что все зависит от таланта и личности автора, того человека, который берет гитару и выходит на эстраду. Чем талантливее исполнитель, тем он ярче. На эстраде есть термин "болото" в хорошем смысле этого слова. Так вот, у него должен быть высокий средний уровень, тогда на "болоте" появляются интересные фигуры. Если же высокого среднего уровня не будет, то и выскакивать будет неоткуда. Поэтому то, что здесь происходит, - поддержание, если хотите, высокого среднего уровня. И этот факт говорит о том, что обязательно будут новые исполнители.

- А "болото" не может потом уничтожить те таланты, которые породило?

- Нет, наоборот, это подпитка, база, на которой все держится. Если бы в Америке или Англии не было такого высокого среднего профессионального уровня, то никаких исполнителей типа Элтона Джона не было бы. Поэтому замечательно, что здесь все имеет массовый характер. Другое дело, что сегодня нет сверхъявлений, но они обязательно возникнут. Просто по-другому не бывает. Единственное, с чем можно согласиться, - что высоких образцов, таких как Александр Галич, за последнее время не было или я просто не слышал. Но такие раз в год не рождаются.

- Сегодня очень многие барды пытаются выйти на профессиональную эстрадную сцену. Считаете ли вы, что там есть место для их творчества?

- Я думаю, что да, тем более что у некоторых из них существование на профессиональной сцене хорошо получается. Поскольку если люди приходят в зал и покупают билеты, чтобы на тебя посмотреть и послушать, то твое творчество нужно людям. И тогда ты становишься профессионально необходимым, и тебя начинают использовать как нанятого работника. Дальше следующий вопрос: хороший профессионал или плохой, умелый или неумелый, талантливый или нет. Но если за тебя платят хоть рубль - ты профессионал. Я знаю, что на концерты Олега Митяева люди очень хорошо ходят. Значит, он профессионал. Дело не в монетке, а в желании слушателя оплатить приезд исполнителя. Ведь ему надо купить билет, разместить в гостинице, накормить, заплатить гонорар. На все это нужны средства, которые и платит публика. Это профессиональная работа, и ее не нужно стесняться, говорить, что она чем-то плоха или грязновата. Когда я слышу, что человек говорит: "У меня чистые помыслы", - значит, он точно что-то спер.

- Что, по-вашему, главное в авторской песне?

- Мне кажется, что "авторская песня" - неудачный термин. Все это очень похоже на общение в дружеской компании, и потому здесь на первом месте текст и смысл.

Лилия ХАВИНА


Музыкальная правда

Песенное лето


Челябинск с холодами, серостью и непрекращающими дождями остался за спиной, монотонно стучали колеса паровоза, который уносил счастливцев на самый песенный фестиваль мира... Да, мы ехали на Грушинку! XXVIII Грушинский фестиваль начал преподносить сюрпризы еще с самого начала: приехали мы не как обычно на "пл. 135 км", а на "платформу имени Валерия Грушина". Именно таким образом Куйбышевская железная дорога решила вспомнить Человека, именем которого назван фестиваль. Второй сюрприз заключался в том, что перила, идущие вдоль тропы на Горе, были завешаны баннерами. Здорово придумали! И реклама, и Гора не осыпается. Третьим сюрпризом стало то, что генеральным спонсором фестиваля выступило РАО ЕЭС (что из этого вышло, читайте дальше). А потом сюрпризы пошли один за другим - все и не упомнишь.

Грушинский фестиваль очень сложный организм: на выходные попеть у костров, послушать любимые песни, пообщаться с друзьями со всей России (мира) приезжает около 300 тысяч человек. Хочется сказать огромное спасибо президенту клуба Валерия Грушина Борису Кейльману и его команде за столь грамотное администрирование и гуманное отношение к людям.

Фестиваль - это, прежде всего, поиск и выявление новых имен. Имен, которые смогут встать в одни ряды с Юрием Визбором, Евгением Клячкиным, Александром Городницким. Прежние фестивали делали это с завидным упорством: Андрей Крамаренко, Раиса Нурмухаметова, Елена Фролова, Зоя Ященко - вот неполный список тех, кто благодаря Грушинке стал в авангарде авторской песни. И в этом году таких открытий было немало. Наши соседи, курганцы из студии гитарной песни "Интервал", Ксения Федулова из города Елизово Камчатской области, прекрасное трио "Три толстяка" из города Кувандык Оренбургской области. А раз так, то жанр будет жить, и приобретать новых любителей песни.

Какой же Грушинский фестиваль, да без Гитары?! Гитара -- сцена, оформленная в виде любимого бардовского инструмента, которая, кажется, плывет по протоке Волги у подножья Горы. Подняться на Гитару очень почетно -- еще бы -- Главная площадка всего фестиваля. Площадка, у которой столько зрителей (около 50 тысяч может вместить на себе Гора)! В этом году пошли дальше -- установили экран в лагере фестиваля. Таким образом, слушателей стало больше (уже не говоря о том, что ежегодно концерт с Гитары транслируют на набережную Волги в Самару и всемирную сеть Интернет). Концерт открыл челябинец Юрий Гарин новой песней "Грушинское братство". Его поддержали Андрей Козловский с посвящением Горе и Владимир Ланцберг со знаменитой "Пора в дорогу, старина".

Юрий Иосифович Визбор -- один из тех, благодаря кому жанр авторской песни получил распространение. Логично то, что каждый год его песни поют с Гитары многие известные авторы-исполнители. Приятно, что и этот год не стал исключением.

Грушинский фестиваль -- основной фестиваль авторской песни во всем мире. Не удивительно, что на его имени пытаются спекулировать очень многие люди, которые не имеют никакого отношения к авторской песне. В этом году нам удалось лицезреть высоцкоподобного Никиту Джигурду со шлягером "Люди русские", Трофима с хитом "Боже, какой пустяк!". Был приглашен и "заслуженный мушкетер" Михаил Боярский, но в силу того, что он потерял голос, Михаил Сергеевич петь не стал, а только обратился с приветственным словом к Горе. Что-то не ладно в нашем королевстве! Из приглашенных гостей наиболее органично смотрелся Александр Градский. Но это не удивительно, так как издавна он именовал себя не иначе, как рок-бард.

К тому, что на Грушинке стоят лагерем кришнаиты, уже все привыкли, и их традиционный "крестный ход" никого не удивляет. Но в этом году пошли дальше: молодые "медвежата" из "Единства", жириновцы и комсомольцы, что вы делаете на нашем фестивале? Мало вам политических трибун, митингов и манифестаций? Поймите, что ничего кроме раздражения вы не вызываете. На нашем фестивале вам не сколотить политического капитала.

Неприятная ситуация сложилась на Горе после выступления Любови Захарченко с песней "Погасла лампочка". Сначала лагерь погрузился в темноту, а потом и на Гитаре выключился свет, благодаря чему было сорвано выступление Юрия Гарина со своим новым проектом. Гора огласилась криками, в которых упоминались "нехорошие человеки" и Чубайс, который выключил электричество. Но то, что люди приехали на фестиваль за песнями, только подтвердилось этим печальным происшествием: Гора стала петь. И пела около 40 минут, пока электричество не было дадено.

Грушинский фестиваль -- мероприятие для большого скопления народа. Приходится признать, что большинство приезжают послушать веселые или известные песни. А куда деваться меньшинству, тем, для кого важны слова Окуджавы: "авторская песня -- думающая песня для думающих людей"? Но Грушинка всем дает возможность увидеть и попробовать все по своему вкусу. Для "интеллигенции" существует "Второй канал" Владимира Ланцберга и его команды, "Кольский бугорок" Сергея Каплана. Для тех, кто хочет себя показать, вынести на слушателя свое творчество, существует пятая эстрада "На пеньках".

Так уж получилось, что стоял я в "Детской республике", рядышком со сценой "Второго канала". Я влюблен! Теперь я знаю, где я буду стоять и в следующем году, и ЧТО я буду слушать в следующем году. Как говорит Владимир Ланцберг: "Есть три основные эстрады, на двух поют что-то напоминающее авторскую песню:" Что тут только нет! Перед моим взором прошли многие авторы: Дмитрий Бикчентаев, Александр Деревягин, Николай Якимов, Юлия Михеева. Стало открытием и потрясением то, что на свете существует такой удивительный ансамбль, как "Светлица" (г. Ульяновск). Покорил меня театр из Новокуйбышевска со сказкой про "Царя Гороха", где за фольклорной стилистикой нет-нет, да высунет язык нынешняя действительность. "Второй канал" -- это не только альтернативная сцена, но и альтернативный конкурс. Конкурс очень жесткий, поскольку оценки жюри выносит в слух, подвергая испытуемых жесточайшей критике. Тем приятнее, что в Поле зрения строгого жюри попали наши земляки Антон Примаков и Олег Седелев. Примите наши поздравления!

В этом году Грушинский фестиваль авторской песни оказался очень ласковым к участникам и гостям: солнце начинало светить в 08:00, жарить в 10:00 и заходило в 21:00, Волга встречала легким ветерком и щадящей прохладой воды. Дождик будил среди ночи только два раза. Среди этого рая звучали песни и смех. Как же было обидно уезжать с фестиваля, с которым успеваешь породниться. Но тем ни менее, приходится ползти подобно муравью на вершину Горы и ехать домой. Прощай чудесная грушинская неделя! Грушинка, мы еще свидимся! До будущей горы!!!

Александр Выростков


Уральский курьер


Хор в 300 тысяч голосов


Каждый год в первые выходные июля тысячи людей с солидными рюкзаками стекаются под Самару. К крутому волжскому склону, где на реке плавает большой плот в виде гитары - символ и главная эстрада XXVIII Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина. А за рекой растет и растет палаточный город легендарной "Грушинки".

Главный концерт

Когда внезапно погас свет и темноту огромной фестивальной Горы освещали только блеклое пятно луны да узенькие лучики фонариков, на какое-то время стало по-настоящему страшно. Что ни говори - 50 тысяч зрителей, сидящих тесно, плечом к плечу на склоне! Но тут кто-то запел, другие благодарно подхватили, Гора зазвучала дружным многоголосьем.

И тут стало ясно, что никто расходиться не собирается. Люди пришли за песнями и будут ждать продолжения прервавшегося почти посередине главного концерта фестиваля. За те 45 минут, пока не было электроэнергии, прозвучало много хороших песен и просто немыслимое количество соленых шуток в адрес А. Чубайса, подрядившегося в генеральные спонсоры фестиваля и грозившегося приехать лично.

Но наконец-то дали свет, и на плоту появилась знакомая фигура нашего земляка Юрия Гарина. Зазвучала музыка, и концерт пошел своим чередом.

Гарин открыл концерт прекрасной новой песней "Грушинское братство". А сам фестиваль открылся традиционным прослушиванием кандидатов в лауреаты. Из 300 тысяч приехавших в этом году под Самару более 600 человек претендовало на заветные звания. На четырех площадках с утра четверга до утра субботы шло прослушивание участников первого тура, затем на двух сценах, второй и четвертой, работало жюри второго тура, отслушавшее 148 заявок на талант. И, наконец, на третьей, гостевой сцене, 38 кандидатов предстали пред светлыми очами председателя Леонида Сергеева и его товарищей по большому жюри.

Семь лауреатов и десять дипломантов после полуторачасового обсуждения мэтрами их песен получили дипломы, свидетельствующие о их высшем успехе. Для многих самым ярким впечатлением стал голос Ксении Федуловой из города Елизово. Вслед за успехом на Ильменском фестивале победили на Грушинском наши соседи из курганского ансамбля "Интервал". Наконец-то стали лауреатами другие наши соседи, уже известное трио "Три толстяка" из города Кувандык Оренбургской области.

Параллельно главному прослушиванию шел отбор на детском конкурсе, который проходил в рамках деятельности "Детской республики", живущей на фестивале отдельным лагерем. Впервые состоялся фестиваль военной песни "Вы слышите: грохочут сапоги", в котором приняли участие три десятка бардов в погонах, представляющих все рода войск. На другом конце палаточного города плавала в воде тольяттинская Балалайка, младшая сестра большой Гитары. И там тоже до глубокой ночи, а вернее, до раннего утра, не пустовали микрофоны. Практически каждый желающий мог получить право представить пару своих песен публике, непрерывно толпящейся вокруг пятой эстрады "На пеньках". На противоположных полюсах поляны вели свою "альтернативную деятельность" Сергей Каплан и Владимир Ланцберг, организаторы "Кольского бугорка" и "Второго канала". Там пелись совсем иные песни, нежели на Горе. Именно там, у строгого Ланцберга, завоевал звание дипломантов челябинский дуэт Олег Седелев - Антон Примаков.

Мэтры, которые поют

Первый вопрос, который задают приехавшему с "Грушинки": кто пел из известных бардов? Потому что мэтры здесь не в президиумах и жюри сидеть приехали. Они прибыли петь и порой делают это очень активно. Попеть на Гитаре приехали многие из тех, кем заслуженно гордится авторская песня. "Грушинское трио", Анатолий Киреев, Галина Хомчик, Олег Митяев, Петр Старцев, Андрей Крамаренко, Елена Фролова, Виктор Третьяков, Любовь Захарченко, Леонид Сергеев, трио "Мультики", Константин Тарасов, Ирина Орищенко, Владимир Туриянский, Валерий Боков, Алексей Брунов, Валентин Вихорев, Михаил Кочетков, Владимир Шамшученко, группа "Грассмейстер", Николай Старченков и Леонид Мараков.

На поляне работали творческие мастерские Бориса Вахнюка и Ирины Орищенко, где любой желающий мог получить полный анализ своих песен и стихов.

Большое скопление народа наблюдалось в воскресенье вокруг "Чайханы" Юрия Маслова, мини-фестиваля юмористической и театрализованной песни, где блистательно выступили челябинцы из "7-й бригады".

Наибольшее впечатление произвели на меня два выступления: Дарьи Марченко из Самары и дуэта из Тюмени Николай Старченков - Леонид Мараков. Как лихо и страстно Даша поет песни Юлия Кима, Константина Тарасова и Владимира Высоцкого! Сколько яростного чувства в этой хрупкой девушке!

Дуэт, возглавляемый нашим земляком (Николай Старченков родом из Челябинска), - совсем иная ипостась авторской песни. Взрослые, много повидавшие мудрые мужики спокойно, чуточку иронично беседуют в своих песнях со слушателями "за жизнь". Изящный "Чайничек" сменяет ностальгически щемящая "Караганда", а завершает триптих ироническая баллада о том, что у нас в России "страна - одно, а Родина - другое". Даже как-то зябко становится от такого пророчества.

"Вставные зубы"

Используя столичные связи и не менее печально знаменитое московское нахальство на концерт на Горе упорно пробиваются люди, не имеющие к авторской песне никакого отношения. Они подобны некачественным вставным зубам во рту: мешают правильно петь и грозят вот-вот загнить. Никогда не забуду явление Горе несколько лет назад самоуверенно-бестолкового Игоря Верника. На этот раз "вставными зубами" были Никита Джигурда и Михаил Боярский. И если у Боярского хватило ума и актерского опыта, чтобы не петь, а просто почитать стихи, то у эпигона Высоцкого, увы... Политическая ангажированность этого деятеля кино оказалась даже выше, чем, скажем, у представителей молодежного движения партии "Единство", которые присутствовали в лагере весь фестиваль. Но "медведи" во главе с Александрой Буратаевой за три дня оказались менее навязчивыми, чем Никита за десять минут своего пребывания на Гитаре. Сомнительным подарком зрителям выглядел и Сергей Трофимов (кличка Трофим), активно синтезирующий хиты для столичной попсы.

Приятным исключением стало выступление Александра Градского, открывшего гостевой концерт. Человека такого голоса и мастерства всегда приятно видеть на плавучей эстраде.

Куда плывешь, Гитара?

Члены аппарата представителя президента и помощник спикера нижней палаты Госдумы, тройка депутатов этого же органа и люди из аппарата Жириновского явились показать себя фестивалю. Опасность превращения "Грушинки" в модную политическую тусовку по-прежнему велика. Спасение и защита от нашествия столичных халявщиков сильно зависят от мудрости двух человек: губернатора Самарской области Константина Титова, много сделавшего для возрождения праздника песни, и президента клуба Валерия Грушина Бориса Кейльмана. На нем и его команде, собственно говоря, и держится этот фестиваль.

И не надо путать спонсоров, тех, кто добросовестно помогает фестивалю, как например, Куйбышевская железная дорога, пустившая пятнадцать дополнительных электричек в этом направлении, с теми, кто пытается сделать на песне политический капитал.

"Сверим наши песни"

Сюда должны приезжать за песнями. И, пожалуй, за добротой. Здесь люди находятся в состоянии, слегка возбужденном, но весьма доброжелательном. Нет той озлобленности, которая живет в больших городах. Впервые на фестивале появилась большая делегация инвалидов-колясочников. Им нашлось место в самом "привилегированном" квартале палаточного городка, неподалеку от гостевой эстрады. Здесь шутят даже в неизбежных очередях за водой и в туалеты. Рассказывают, что американский лингвист, впервые приехавший на фестиваль, сначала твердил: "О, Вудсток! Почти как Вудсток!" А потом резко изменил мнение: "Весь Вудсток не более как очередь в туалет на "Грушинке".

Организационно фестиваль устоялся. С его традиционными конкурсами, главным и альтернативными, большой спортивной программой, легендарным футбольным матчем сборной бардов мира против сборной Самары, поющей Горой, базарами, охраняемыми автостоянками. А вот творчески? С точки зрения нормального человека ситуация более чем странная. Число исполнителей упало до смешного, их менее десяти процентов от всех прослушанных. Все нынче авторы, все гении, все жаждут самовыражения. Но, реально говоря, никто из прослушанных не гений, даже насчет талантов пока сомнительно и неясно. Зато у многих из них есть приличные природные голоса, хорошее владение инструментами (гитара, флейта, даже контрабас и аккордеон). А вот желания поработать над исполнительским мастерством не наблюдается. Да, исполнительство - это тяжкий труд. Но зато какая радость для людей - красиво спетая песня. Таких все меньше и меньше.

Вместо выводов

Каждый год говорю себе: "Ноги моей больше там не будет!" Далеко, дорого, шумно, многолюдно, жарко, всюду очереди. На третьи сутки от песен уже пухнет голова. Но всякий раз вспоминаю мигающую фонариками Гору, голос Юрия Гарина: "Наше грушинское братство и гитара на воде". Собираю рюкзак и еду в Самару. И пусть на следующем фестивале я не обнаружу гениев. Зато услышу, как поет Гора. Услышу хор в 300 тысяч голосов.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ


Площадь Свободы


Интернет-технологии расширяют границы Грушинского фестиваля


Нынешний фестиваль – первый в наступившем тысячелетии – проходит под знаком новых информационных технологий. Благодаря официальному Интернет-провайдеру фестиваля компании «Самара-Интернет», работающему в тесном контакте с ОАО «Ростелеком», Грушинский в глобальной Сети увидит весь мир.

С 5 по 7 июля на сайте festival.samara.net пользователи смогут получить информацию об участниках и гостях фестиваля, узнать последние новости и увидеть выступления бардов.

Компания «Самара-Интернет» в этом году развернула на Поляне Интернет-город. Десять компьютеров подключены к сети Интернет с высокой скоростью. Каждый желающий сможет получить доступ в Интернет, пользоваться электронной почтой, услугами IP-телефонии (международные переговоры и отправка сообщений по факсу через Интернет). Аккредитованные на фестивале журналисты смогут получить все эти услуги бесплатно. Это позволит оперативно передавать сообщения в любые средства массовой информации.

На большом экране, установленном в Интернет-городе, будет транслироваться хроника фестиваля: новости, интервью, сюжеты, спортивные соревнования и объявления о пропажах и находках. Кстати, как в настоящем городе, будет работать стол находок, организованный компанией «Самара-Интернет». Информация о пропажах попадет в базу данных и облегчит поиск пропавших вещей.

Однако самый большой подарок получат завсегдатаи Грушинского, пожелавшие встретиться со старыми друзьями. Это станет возможно благодаря справочной системе фестиваля «Найдется каждый», созданной студией «Webzavod» компании «Самара-Интернет» и компанией «Яндекс» - автором лучшей российской поисковой системы. Вы можете зарегистрироваться как участник фестиваля в базе данных и получить свой идентификационный номер. По этому номеру и номеру квадрата на карте вас найдут также легко, как и вы найдете тех, с кем расстались год назад.

Фестиваль, начавшись на Поляне, преодолеет огромные расстояния и найдет зрителей и слушателей не только в сети Интернет. Тысячи самарцев, придя вечером 7 июля на набережную под ладью, смогут увидеть гала-концерт и сюжеты о жизни фестиваля.

Источник: Новости газеты "Площадь Свободы"


Площадь Свободы


"Груша" в Интернете

В этом году фестиваль имени Валерия Грушина станет местом не только живого, но и электронного общения тысяч людей. Сайт в Глобальной Сети, предоставленный компанией «Самара-Интернет», позволит быть в курсе всех событий и оставшимся дома, и приехавшим приобщиться к празднику. С 5 по 7 июля по адресу festival.samara.net пользователи Интернета получат информацию об участниках и гостях фестиваля и увидят все концерты.

На Поляне будет создано специальное электронное пространство — Интернет-город. Десять компьютеров предоставят возможность желающим воспользоваться электронной почтой, а также поговорить по межгороду или отправить сообщение по факсу через IP-телефонию. Новости, интервью, сюжеты, хронику фестиваля, объявления и многое

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Я в жж