Авторская песня (история и современность)

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Московские кухни

Московские кухни 1 http://apksp.narod.ru/index/moskovskie_kukhni_1/0-16

Московские кухни 2  http://apksp.narod.ru/index/moskovskie_kukhni_2/0-17

«Московские кухни» (Из недавнего прошлого) — пьеса Юлия Кима, посвященная памяти советских правозащитников-диссидентов. http://cyclowiki.org/wiki/Московские_кухни_(пьеса)


Время создания: 1990 г.

Пьеса сначала вышла в аудиозаписи на кассете в исполнении самого автора — за всех персонажей.

Структура пьесы

Жанр произведения можно охарактеризовать как музыкальная пьеса в песнях. Пьеса состоит из 22 песен-зонгов. Они и составляют сюжет пьесы[3]. Автор стихов и мелодий — Юлий Черсанович Ким.

Сама пьеса была создана в 1990 году, когда, казалось, горбачевская Перестройка навсегда покончила с тоталитарным режимом в возродившейся стране, а СССР вот-вот должен был распасться на независимые суверенные государства и навсегда уйти в историю.


Название пьесы имеет особую символику.

Для понимания этого необходимо знать состояние нищенства советских людей — крайнюю скудость товаров и продуктов в магазинах, маленькие зарплаты, которых едва хватало на самое необходимое, и вечный в Москве квартирный вопрос, когда в перенаселенных квартирах, где умещались три поколения семьи, люди часто не имели собственного угла, а дети делали домашние школьные задания за общим обеденным столом.

Принимать гостей в такой квартире было немыслимо, никаких гостиных в квартирах и изначально не предполагалось. Но люди все равно собирались, общались.

Собраться можно было только в одном месте — в кухне; редко, кто мог пригласить друзей в собственную комнату.

И вот в своих маленьких квартирках собиралась московская интеллигенция конца 1960-х — 1970-х годов — в кухнях за чаем и водкой под нехитрую закуску — салат оливье, вареную колбасу и консервированные бычки в томате: слушали аудизаписи с магнитофонов — песни опальных бардов Высоцкого, Окуджавы и самого автора пьесы Юлия Кима, рассказывали анекдоты, обсуждали передачи враждебных радио: Би-Би-Си, Голос Америки, радио Свобода, говорили о судьбах России и сограждан, пели песни, читали вслух вместе по очереди запрещенные книги, попавшие в руки на несколько часов.

Московские кухни — это была территория свободы в тоталитарном государстве.

Действующие лица
Ведущий
Илья
Вадим
Николай
Галка
Марина
Алена
Начальник
Помощник
Свидетельница
Свидетель
Дружинники
Советские люди

Действие происходит в Москве в конце 1960-х — начале 1970-х.

В пьесе нет единой сюжетной линии. Это пьеса-зонги, в которой песни переходят одна в другую, создавая сюжет: советскую жизнь при тоталитарном режиме со всем, что было свойственно стране в эти годы: тотальная власть КГБ, лицемерие деятелей властных структур и коммунистической партии — единственной политической партии в СССР, нищенство, очереди за продуктами, ярый национализм. И на фоне всего этого мрачного — живые люди, жаждущие всего лишь нормальных условий жизни, свободы читать и писать, говорить и думать.

Автор пьесы Юлий Черсанович Ким хорошо знал все это — он сам был членом компаний диссидентов. Пьеса была создана им в 1990 году, когда все происходившее было недавним прошлым, поэтому появился подзаголовок: Из недавнего прошлого.

Алексей Дидуров писал о пьесе Ю. Кима «Московские кухни»: «В древней притче, простой, ясной и правдивой, вся судьба всякого человека укладывалась мудрецами в три глагола: „Рождается, страдает, умирает". Любитель и знаток истории человечества и жанра притчи, бард и драматург Юлий Черсанович Ким явно на стороне тех давних мыслителей, так же как они исповедуя в своих сочинениях простоту, ясность и правдивость содержания и формы. <…> Язык старой многопластовой русской классики, литературной и музыкальной, народной, салонной и авторской, — необходимая и излюбленная часть кимовской палитры. Но технология без идеи не пашет в роде людском, как трактор без горючего. Горючее Кима — его совесть, его гражданственность, его кредо (оно же — вера, своя, заветная, неразменная на лозунги, девизы и слоганы)».

По поводу постановок сам автор сказал в одном из интервью: «…"Московские кухни" дольше всего шли не в Москве, где им полагалось бы идти дольше всего, а в Омске. Омский зритель полюбил «Московские кухни» как больше никто в России. Они шли несколько сезонов. Благодаря омскому спектаклю я впервые оказался в Америке, где этот спектакль был приглашен по театральному обмену в город Меллоки. И целую неделю американцы смотрели на мои «Московские кухни», смеялись и плакали там, где должно было смеяться и плакать — было такое… Была бегущая строка, и поэтому это все легко читалось и сопоставлялось с тем, что происходит на сцене. Что касается возрождения пьесы на новом историческом материале или этапе, я думаю, что в какой-то степени это, действительно, возможно при теперешнем раскладе вещей и при теперешнем течении событий, поскольку, действительно, цензура ужесточилась»[4].

Пьеса заканчивается перечислением имен некоторых погибших героев-диссидентов, памяти которых написана эта пьеса[5]:
Илья Янкелевич Габай (1935, Баку — 1973, Москва) — литератор, отбыл срок, вернулся, покончил собой; в пьесе ему посвящена песня «Капитан»[6]
Вадим Николаевич Делоне (1947, Москва — 1983, Париж, Франция)
Юрий Тимофеевич Галансков (1939, Москва — 1972, в заключении: Барашево, МАССР) — за свою деятельность был арестован, умер за год до конца срока
Анатолий Тихонович Марченко (1938, г. Барабинск, Новосибирская область — 1986, Чистопольская тюрьма, Татарская АССР)[7]
Анатолий Александрович Якобсон (1935, Москва — 1978, Иерусалим)
Григорий Сергеевич Подъяпольский (1926, Ташкент — 1976, Саратов) — геофизик, правозащитник, участвовал в самиздате[8]
Ирина Моисеевна Каплун (1950, Москва — 1980, Паневежис, Литва) — правозащитница; была убита вместе с родственниками в подстроенной автомобильной аварии[9][10], причем убийца даже не пощадил ее маленькую четырехлетнюю племянницу; грузовик, мчавшийся за ними, смял автомобиль, в котором они ехали, погибли все: сама Ирина Каплун, ее двоюродная сестра, муж двоюродной сестры (был за рулем) и их маленькая дочка Оленька.
Александр Аркадьевич Галич (1918, Екатеринослав — 1977, Париж, Франция) — советский драматург и бард; делая хорошую советскую карьеру, вдруг начал новую жизнь, став диссидентом; был выдворен из СССР, скончался в Париже.
Виктор Платонович Некрасов (1911, Киев — 1987, Париж) — писатель
…[5]

И многие-многие другие, не названные автором поименно, но названные многоточием…

Поклонимся их памяти.

 Юлий Ким

2. Московские кухни http://www.e-reading.biz/book.php?book=147297

В древней притче, простой, ясной и правдивой, вся судьба всякого человека укладывалась мудрецами в три глагола: 'Рождается, страдает, умирает'. Любитель и знаток истории человечества и жанра притчи, бард и драматург Юлий Черсанович Ким явно на стороне тех давних мыслителей, так же как они исповедуя в своих сочинениях простоту, ясность и правдивость содержания и формы. О чем говорит и изданная на кассете его пьеса в зонгах 'Московские кухни'. Песни Кима всегда отличались сверхкоммуникабельностью, славились заразительностью. Причина - нажитая сочинителем в трудах и скитаниях неподдельная демократичность и программная фольклорность творческого метода. Кажется, вся песенно-музыкальная послвоенная российская вселенная вселилась в Кима, а точнее, он сам ее в себя впустил с удовольствием и даже страстью меломана, и в плавильне своей гневной и любвеобильной души переплавил в чемпионское золото своих шедевриальных созданий. В них услышишь мелодику, интонации, стиль речи и таежных охотников, и рыбаков окраинных морей, и дубленых климатами военных, и полунищих провинциальных учителей, и сытых пуганных академиков, и бессильных сильных мира сего. И не только сего. Язык старой многопластовой русской классики, литературной и музыкальной, народной, салонной и авторской, - необходимая и излюбленная часть кимовской палитры. Но технология без идеи не пашет в роде людском, как трактор без горючего. Горючее Кима - его совесть, его гражданственность, его кредо (оно же - вера, своя, заветная, неразменная на лозунги, девизы и слоганы). Вот о совести, о вере, о предательстве их ради карьеры и холодильника с гардеробом, набитых под завязку, и спел свою пьесу Юлий Ким на данной кассете, исполнив за всех персонажей все арии сам, доказав свое кредо на примере одной острой на язык компании 70-х-80-х годов, коих были сотни тысяч, потом тысячи, потом сотни, а нынче не осталось ни одной. И слава Богу.

Алексей Дидуров


5. Вечная память http://www.thegratitudefund.org/spisok-rus.html
6. «Алфавит инакомыслия». Илья Габай http://www.svoboda.org/content/transcript/24712801.html
7. Члены МХГ (1976—1982) // Марченко Анатолий Тихонович http://www.mhg.ru/history/1B32594
8.  ПОДЪЯПОЛЬСКИЙ ГРИГОРИЙ СЕРГЕЕВИЧ http://www.thegratitudefund.org/Dead-info/Podyapolsky.pdf
9.  КАПЛУН ИРИНА МОИСЕЕВНА http://www.thegratitudefund.org/Dead-info/Kaplun.pdf
10.  Memo // Список-2 http://memo-projects.livejournal.com/38243.html


Поиск

Календарь

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Я в жж