Авторская песня (история и современность)

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Декабрь » 7 » Бардопил (Государство, партия, бизнес и авторская песня)
18:26
Бардопил (Государство, партия, бизнес и авторская песня)
                                

                                                  «Жить, петь - это дело чести.

                                                   Совести и чести,

                                                   Только век не тот…»

                                                                              Юрий Лорес


История. Советская власть.

 

До середины 60-х государство почти не обращало внимания  на авторскую песню, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества,

Позже  власть замечала конкретную антисоветскую деятельность и могла лишить работы Юлия Кима и запретить ему выступать, выслать из страны Александра Галича и посадить Валерия Абрамкина. Вводились и запреты на проведение слетов КСП (но слеты продолжали проводиться нелегально).  В целом же, Советский Союз не заметил авторскую песню. Профессионального союза бардов в стране не появилось. Барды были, кому удавалось,  членами союзов писателей,  кинематографистов,  художников…  Остальные - физиками, биологами, геологами… Со стороны государство с авторской песней контактировали комсомол, иногда туристические организации, позже профсоюзы.

Крупные мероприятия авторской песни проводились с участием комсомола (Грушинский фестиваль, Московские городские слеты).  После Московского 25-го слета в 1981 государство поняло, что не достаточно контролирует ситуацию в жанре АП и наложило запрет на проведения фестивалей, слетов и концертов АП. Запрет был снят только после прихода Горбачева к власти в 1985-м году.

 

Новые времена. Открытие границ. Рыночная экономика.

 

    Середина 80-х.  Серия концертов бардов во главе с Булатом Окуджавой на стадионах разных городов страны. Десятки тысяч зрителей. Организаторами бардовских концертов впервые стали люди не из авторской песни. Для них было неважно кого концерт они проводят, главное, что в этот момент «шли на бардов» и можно было на этом  заработать.

    Развал страны  и экономики.  Вынужденный уход многих бардов со своей работы в свободное плавание, в надежде заработать своим творчество. И это некоторое время им удавалось. Вспомним, созданный Юрием Лоресом, театр песни «Первый круг». Но удавалось, недолго. Через несколько лет «Первый круг» прекратил своё  существование.   Театр песни «Перекресток» Виктора Луферова,  не получив достойного финансирования, также не выжил в условиях рыночной экономики. Тогда же перестал проводиться и Московский городской слет, до этого многие годы бывшим одним из элементов объединения любителей авторской песни в Москве.

 

Приход  бизнеса в авторскую песню.

 

Создание бард-кафе «Гнездо глухаря».  «Фольклор городской интеллигенции» (термин Александра Володина) начинает перемещаться в общепит (под звяканье ножей  вилок происходит доверительный разговор с помощью песен автора со своим слушателем).

 

Открытие границ. Эмиграция части бардов и организаторов АП.

 

Первые фестиваля авторской песни за границей: Дуговка в Израиле, организатор Евгений Гангаев и в США «Слет Восточного побережья» (Волик Черняк). Оба бывшие организаторы КСП из Москвы. Появился Бард-слет организованный Стасом Аршиновым, который стал проходить в разных странах.

Очень быстро происходит разрушение бардовского сообщества. Деление клубов,  фестивалей и слетов в США, Израиле, бард-слета Стаса Аршинова на несколько,  даже два бард-слета по реке Мане стало вместо одного.

Два  бард-кафе в Москве «Гнездо глухаря» и «Альма-матер».  Новые методы рекламы (например, контекстная реклама) и конкурентная борьба между ними (заявления друг на друга в прокуратуру).

Все это подготовило приход в авторскую песню людей из бизнеса.

Сначала со стороны бизнеса это было как спонсорская помощь. Все это, как и, в случае с «Первым кругом» и «Перекрестком» быстро закончилось. Спонсорами, например, Грушинского фестиваля остались только самые преданные друзья.

Новые времена. Новые организаторы. Новые технологии.

(Приход на Грушинский фестиваль  бизнесменов Михаила Грушина и Николая Мартынова.)

Михаил Грушин сводный племянник Валерия Грушина родился за три года до первого Грушинского фестиваля и до конца 90-х годов не был на фестивале и им не интересовался. Переехал из Самары в Москву, занимался бизнесом – торговал машинами. Когда машинный бизнес пошел на спад, решил переключиться на авторскую песню, используя свою фамилию. Был первым человеком на Земле, который зарегистрировал символы Грушинского фестиваля в качестве товарных знаков в 1999 году (один словесный ― фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, второй изобразительный ― с портретом Грушина, третий ― эмблема фестиваля, гитара с парусом, со словами «Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина»).

Тогда же он создает в Москве Фонд "Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина"  (всего им создано более десятка разных коммерческих организаций) и своей профессией делает эксплуатацию имени родственника. Все дальнейшие годы фонд ведет деятельность, не связанную с Грушинским фестивалем. При этом Фонд постоянно пользовался именем Валерия Грушина для получения денег от спонсоров и для обеспечения своего участия в различных мероприятиях, для получения заказов от различных организаций и государственных структур.  Сергей Никитин первым точно сформулировал, что происходит: «...Так называемый бренд Грушинского фестиваля используется самым бессовестным, коммерческим образом. И то, что делается в Москве Михаилом Грушиным в содружестве с администрацией города Москвы, это уже полная профанация и халява,  некая показуха, кто-то ставит галочку, кто-то осваивает средства, а с другой стороны наивные участники, которые от этого чего-то ждут. В общем,  административная коммерция, никакого отношения к авторской песни не имеющая...».

 В 1999 прозвучало  первое предупреждение Грушинскому фестивалю, на которое, к сожалению, не обратили внимания «"Самый известный и популярный фестиваль авторской песни может лишиться своего названия (им. В. Грушина), потому как некий племянник Валерия оформил право на использование имени родственника и требует крупного вознаграждения». http://knowledge.allbest.ru/music/3c0b65635b3ad68a5c43b88521316c27_1.html

В 2002-м году Михаил Грушин уже наладил связи в правительстве Москвы и в партийных кругах и стал проводить свой Грушинский в Коломенском и в Кремле.  Концерты в Кремле были под партийным брендом, сначала барды были за партию «ЖИЗНИ», а потом «Справедливая Россия» (партия жизни поменяла название) решила, что она проводит Грушинский фестиваль к Кремле. http://www.youtube.com/watch?v=safvNC4BlQE

Вот текст с сайта «Справедливой России» в 2011  «К участникам и зрителям концерта с приветственным словом обратился председатель Совета Федерации, лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов.  В Кремлевском Дворце съездов прошел популярный фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. На главной концертной площадке страны он проводится уже восьмой раз. В исполнение известных бардов прозвучали десятки песен рожденных в походах, у костров, а также песни городского фольклора, которые по словам организаторов концерта за многие годы доказали свое право на жизнь. Николай Левичев - руководитель фракции Справедливая Россия: «Без этих песен невозможно представить жизнь российской интеллигенции, российской молодежи, российских туристов, которые любят необъятные просторы нашей Родины. Но оказалось, что на этой сцене этому жанру песни очень комфортно».

На первом фестивале в Коломенском в 2002 со сцены прозвучало утверждение о том, что в Москве «впервые за двадцать лет, наконец, возродилась» /!!!/ авторская песня — благодаря именно Фонду Грушина.

В 2006 Николай Мартынов – бизнесмен, руководитель научно - производственной фирмы «Мета» из Жигулёвска получает в аренду Мастрюковские озера, место, где много лет проводится Грушинский фестиваль (летом 2006 г. тендер на право аренды на 15 лет фестивальной поляны выиграла «Мета», предложившая плату 3,2 млн. р. в год).

Мартынову удается на природно-охранной территории, где запрещено любое строительство,  построить турбазу. Также он решает, что если он получил в аренду место проведения Грушинского фестиваля, то получил и право проводить Грушинский фестиваль (он надеялся собирать деньги за автостоянку, право торговли и рекламу на фестивале).  Даже еще не оформив договор аренды, Мартынов объявляет себя в прессе «новым хозяином» Грушинского.

Тандем бизнесменов Грушин-Мартынов заявляет, что теперь они будут проводить Грушинский фестиваль, а бывший организатор фестиваля  Грушинский клуб (в 2006 фестиваль прошел в 33-й раз) лишается этого права. («Владелец брэнда «Валерий Грушин», под которым проводились популярные ежегодные фестивали бардовской песни, – фонд «Всероссийский фестиваль имени Валерия Грушина» заключил договор с фирмой «Мета» и творческим объединением «Самарские барды». Тем самым от проведения фестиваля фактически оказались отодвинуты Грушинский клуб и его президент Борис Кейльман. 4 декабря 2006, http://www.sampressa.ru/22/12801/)

В 2009 Михаил Грушин получает свидетельство о смерти Валерия Грушина (датой смерти Валерия Грушина стоит  2009 год), а позже и свидетельства о наследовании смежных прав Валерия Грушина (наследовал одну треть фонограммы, где трио «Поющие бобры» В. Грушин, А. Головин и  В. Лунев поют песни Никитина и Круппа).  После этого им был озвучен совершенно абсурдный с точки зрения здравого смысла, но юридически верный довод о том, что Грушинский клуб должен был спросить разрешение у самого Валерия Грушина и на свое название и на проведение фестивалей с 1968 по 2009, поскольку на тот момент формально Валерий Грушин не был признан умершим.

 Стало понятно: идёт наглый и беспардонный захват чужого, а многолетние организаторы Фестиваля поливаются в заказных статьях и телепередачах грязью людьми, не имеющими к нему никакого отношения.

Тогда же впервые Фестиваль авторской песни стал темой судебного разбирательства. Грушинский клуб вынужден был защищаться. 17 судов признали, что в течение нескольких лет Фонд Михаила Грушина незаконно использует символику Грушинского фестиваля в деятельности, не имеющей к фестивалю никакого отношения и признали незаконными проведенные Михаилом Грушиным и Николаем Мартыновым Грушинские фестивали. Федеральная антимонопольная служба признала действия организаторов «альтернативного» Грушинского фестиваля недобросовестной конкуренцией. А Палата по патентным спорам в 2009 году лишила Михаила всех трёх, зарегистрированных им с нарушением законодательства товарных знаков на проведение Фестиваля, а Московский городской Арбитражный суд обязал его выплатить штраф Грушинскому клубу в размере 300 тысяч рублей.

Но, на это ушло три года.

Михаил  Грушин и власть. Первая обналичка  в авторской песне.

Михаил Грушин - связи в правительстве Москвы.

На целый ряд мероприятий (с начала 2002 по 2013) он получал деньги правительства Москвы, и на эти средства проводил мероприятия. Причем, что удивительно, все организации, куда господин Грушин отправлял из Фонда правительственные деньги Москвы до 2009-го года, они все находились в одном и том же банке. Жили очень непродолжительное время и годовых отчётов налоговых они не сдавали. Об этом есть информация из налоговой инспекции.  Это были просто обналичивающие конторы. Которые были использованы просто для того, чтобы деньги получить, отмыть.

Тендеры по авторской песне и Михаил Грушин

Подробно со всеми документами можно ознакомиться здесь http://gryzlov.livejournal.com/tag/бардопил

      Только за последние 5 лет государство выделило десятки миллионов из госбюджета на бесплатные концерты бардов, праздники и фестивали (детские и не только) авторской песни и обучению всех этому жанру и получил их Михаил Грушин. Наиболее активно он в этом деле использовал созданную им в 2004 году Автономную некоммерческую организацию "Московская дирекция фестивально-концертных проектов авторской песни "Стольный Град"ИНН 7701565178 .

Ему удалось уговорить стать одним из четырех учредителем «Стольного града» Александра Городницкого. С тех пор, правда, по словам Александра Моисеевича тот никаких документов не подписывал. И был очень удивлен, когда оказалось, что он участвовал в двух тендерах по «Организации и проведения бесплатных лекций-концертов Александра Городницкого для старшеклассников и московских учителей 18 ноября 2011 и 28 марта 2012 ».  Причем,  Исполнитель (Городницкий) обязан был обеспечить:- программу «Зритель» (не менее 200 человек) с подбором и приглашением школьников и учителей города Москвы на лекцию-концерт Городницкого, работу световой, звуковой радио усилительной и видеопроекционной аппаратуры; соблюдение чистоты и правопорядка и мер противопожарной безопасности; полиграфическую продукцию - приглашения – 200 шт., афиши формата А3 и А4 – по 30 шт. 

И выиграл Александр Моисеевич два этих тендера (и получил почти по 500 тысяч рублей за каждый).

Как оценил Александр Моисеевич Городниций, что его подпись стоит более чем на полусотни подобных тендеров, думаю, понятно.

Как же Михаил Грушин смог выиграть столько тендеров. Рассказываю. Сначала он нашел организацию, которая занимается распределением государственных денег «Государственное образовательное учреждение Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества» с бывшим директором Монаховым и нынешним Шашковым. Эта организация помогла Михаилу Грушину только за 2011-2012 выиграть почти 50 тендеров на сумму более 35 миллионов рублей.

На первый взгляд, все тендеры проходили с соблюдением закона на конкурсной основе. Но, если посмотреть на список участниках, то легко заметить, что в тендерах принимали участие, кроме «Стольного града» Михаила Грушина   или подставные фирмы однодневки, оформленные на несуществующих людей, как, например,  "Центр социальных программ "Триада-Трейд", или реальная фирма "Интеллект плюс", где учредитель и директор Крыжановским по совместительству один из четырех учредителей «Стольного града». Почему-то организаторы 50 тендеров не заметили этого?

Интересно, что несуществующий человек-директор Яковлев Юрий Алексеевич (владелец "Триада-Трейд" и еще 85 фирм) даже стал победителем конкурса – 2009 Национального благотворительного фонда за «Рубежи нашей памяти»: комплексная программа поддержки ветеранов ВОВ, инвалидов и участников боевых действий. г. Москва. И получил 800 000,00. И в 2011 «Триада-трейд» получила субсидию от Комитета общественных связей Правительства Москвы http://www.kosmoskva.ru/kos/ru/subsidii/o_24316

Только в 2011 году и только от Дворца пионеров Яковлев Юрий Алексеевич (владелец "Триада-Трейд")  получил почти 5 миллионов рублей за концерты: «Песни с орбиты» с участием поющих космонавтов Москва» и «Мои поющие учителя» и Организация и проведение Фестиваля детско-юношеских клубов авторской песни «Нам с годами ближе станут эти песни» и еще 15 мероприятий.

И еще Триада-трейд выиграла государственный тендер  (495 тысяч 500 рублей) « Организация и проведение концерта, посвященного 90-летию Александра Галича». Не знали Сергей Никитин и Юлий Ким, что они принимали участие в единственном в стране официально-оплаченном юбилее Галича.

Если еще кто-то хотел участвовать в тендере, то его под разными причинами исключали (например, отказ в допуске. Причина отказа: Несоответствие заявки требованиям документации)

Хороший способ получить тендер, назначить его, когда мероприятие уже проводится и причем проводится тобой. http://gryzlov.livejournal.com/169991.html

Рассмотрим на примере аукциона «Организация и проведение лекции-концерта Александра Мирзаяна для старшеклассников и московских учителей» (18 декабря 2011), цена контракта 460 000,00 Российский рубль.

Информация о платном концерте (300 рублей билет) Александра Мирзаяна 18 декабря 2011 на одной из бардовских площадок (в рамках цикла бардовских вечеров абонементной программы из 6-ти концертов) появилась в интернете еще 19 октября 2011.

11 ноября 2011 на этот (уже давно объявленный концерт) объявляется тендер http://www.gostorgi.ru/1-2079077  с окончанием подачи котировочных заявок 22.11.2011.

Контракт заключен 12.12.2011 (за 6!!! Дней до мероприятия).

Получило его Общество с ограниченной ответственностью "Агентство Креативных Технологий", Генеральный директор Шалимов Дмитрий Владимирович, который по данным ЕГРЮЛа, учредитель и директор (381 !!!) фирмы.

 

Гранды, субсидии, пиар, скандалы, приглашенные звезды, подмена понятий.

Скандалы в прессе для привлечения внимания.

«Публичный дом в центре Москвы замаскирован под бард-кафе!» http://www.kp.ru/daily/25644.5/808468

«Возмущение семьи  Грушиных  вызвало намерение Грушинского клуба использовать имя Валерия  Грушина  для производства  водки». http://www.sostav.ru/news/2009/02/17/r10/

«Наследники Валерия ГРУШИНА обратились в надзорный орган по поводу того, что ряд организаций без их разрешения использует имя легендарного барда». Это уже 2013-й год. http://chronograf.ru/articles/?num=342&a=11696

Заказные статьи.

До Михаила Грушина никто в авторской песне так грамотно не занимался своим пиаром. Читаем.

«С именем Михаила Грушина связана современная жизнь авторской песни. Руководитель Фонда имени Валерия Грушина, его племянник (в прессе иногда его еще называют сыном, а иногда братом – прим. Авт.), организует и проводит крупнейший в стране фестиваль, который ежегодно собирает авторов и исполнителей со всей страны».

А вот 2013 год с сайта Департамента туризма /туризм теперь относится к Министерству культуры РФ/ Самарской области: «После долгих споров право обладания брендом «Фестиваль имени Грушина» официально получено наследниками Валерия Грушина, которые сделали заявление, что единственным местом для проведения Грушинского фестиваля была и остается Мастрюковская Поляна».

«Фонд является организатором и соорганизатором ряда песенных программ, продолжает традиции первых слетов и «Грушинских» фестивалей патриотической и авторской песни…» - это с сайта правительства Москвы.

Ну, как такому человеку не дать гранды и субсидии. Михаил Грушин каждый год их и получает.  Претендует  на целых четыре гранта в проекте федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» на 2014 год Минкультуры России.

 Путь другим организациям авторской песни к грандам от минкульта и правительства Москвы почему-то закрыт.

      Если сначала чтобы привлечь зрителя на концерт авторской песни, начинают приглашать «специальных» гостей типа Лозы, Малежика или Джигурды. То в этом году  у Всероссийского фестиваля авторской песни «Платформа-2013» появились уже свои хедлайнеры (хедлайнер - наиболее привлекающий внимание публики участник представления, концерта, фестиваля, имя которого стоит в заголовке афиши). Ими стали балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский, экс-вокалист рок-группы "Ноль" Федор Чистяков, величайший этно-джазовый гитарист Энвер  Измайлов, джазовый вокалист Сергей Манукян,  автор хитов "Элис" и "Не парься" Михаил Башаков. А среди гостей роковой, джазовый,  фольклорный и даже цирковой десант («одним из феерических выступлений стало выступление «гостя фестиваля» вместе с московскими артистами цирка:   изящная   эквилибристика , клоунада,  пластические   этюды» - сообщает газета «Город Н-ск. 2000»  в статье «Бардовская песня и сегодня живее всех живых»). Организатор фестиваля Михаил Грушин объясняет это так: «Сейчас многие считают, что на протяжении последних 10 лет бардовское движение уменьшается, как шагреневая кожа, но я склонен считать, что это не так. В классическую авторскую песню идет приток новых и пограничных жанров. Авторы и исполнители, которые приезжают на фестиваль, начинают играть более ритмичные композиции, музыка становится динамичнее, и это очень обогащает бардовскую песню как жанр. Сейчас на нескольких площадках можно услышать блюз, фолковые композиции, частично рок. Да, возможно, это не те слова и не те песни, которые хотят слышать поклонники классики, но это все те же серьезные музыканты с хорошим музыкальным образованием. Благодаря им жанр бардовской песни развивается и живет. За последние два года мы сильно изменили концепцию фестиваля. До 2007 года это был фестиваль классической бардовской песни, возвращавший музыку к ее истокам. Но мы с организаторами поняли, что если у музыки не будет притока молодежи, то бардовская песня умрет как жанр, и стали менять концепцию нашего фестиваля».

Партия и авторская песня.

Песню как  инструмент идеологии использовали активно в Советском Союзе как и в любом тоталитарном государстве. Попытки  песенного воздействия сейчас предпринимаются партией «Единой Россией», но, конечно, не столь активно. Партийным фестивалем авторской песне пока является только один «Гринландия». Но зато его положение есть почти на всех региональных сайтах Министерства культуры.

Решением Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» в 2008 году песенному фестивалю присвоен статус постоянно действующего проекта Партии.

«Целью Фестиваля является воспитание патриотизма и любви к Родине через лучшие культурные традиции в авторском песенно-поэтическом творчестве.

Пресса так описывает фестиваль 2013 года:

«Собралось более 135 тысяч поклонников авторской песни представляющих все регионы России, а также наши соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья. На огромной фестивальной поляне располагались военно-патриотические лагеря с делегациями ветеранской организации «Боевое братство», представителями поисковых отрядов и военно-патриотических клубов, а также студенческие, корпоративные, экологические, спортивные, лагерь Союза садоводов России.

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», — спели вместе со звездами почетный гость форума, заместитель председателя Государственной Думы РФ Сергей Железняк и бессменный организатор фестиваля, депутат Государственной Думы РФ Олег Валенчук.  Единство голосов слились в едином песенном порыве тысячи гитар и десятка тысяч голосов. В такие моменты особенно ясно осознается наше единство и наша сила». «…Идейная основа фестиваля очень точно совпадает с идеологией Декларации Общероссийского народного фронта». (А и Ф) http://www.aif.ru/dacha/27068

В 2012 на фестивале появилась песенная цензура, с «Гринландии» был выгнан бард Григорий Данской за песню, в которой лирический герой высказывает свою антивоенную позицию, со словами «дайте президенту автомат  пускай и служит.  ... а я мирное животное».

       И,  видимо, одной «Гринландии» оказалось недостаточно,  в октябре 2013 на партийной сайте появилась следующая информация: "По предложению «ЕДИНОЙ РОССИИ» в 2014 году пройдет ОБЪЕДИНЕННЫЙ Грушинский фестиваль.  Самару с рабочим визитом посетил член Генерального Совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», министр культуры РФ Владимир Мединский. Первым пунктом визита федерального министра стало обсуждение с членом бюро Высшего Совета Партии, губернатором области Николаем Меркушкиным проведения объединенного фестиваля имени Валерия Грушина"

Надо сказать, что фестиваль «Платформа» (так он называется после запрета называться Грушинским),  который проводит Михаил Грушин и Николай Мартынов на Мастрюковских озерах (одновременно с Грушинским) уже несколько лет тесно сотрудничает с «Единой Россией». Это произошло, как только однокашник Михаила Грушина Александр Фетисов возглавил Самарское отделение Единой России. Фетисов тут же оказался в Оргкомитете «Платформы» и представляет фестиваль на всех пресс-конференциях. 

«Самарское региональное отделение партии «Единая Россия» традиционно стало принимать непосредственное участие в этом мероприятии. В этом году организует доставку и размещение людей с ограниченными возможностями здоровья. Оказывать помощь инвалидам в передвижении к месту фестиваля и на самом фестивале будут активисты «Молодой гвардии «Единой России.  Жить инвалиды-колясочники смогут в «капсульных палатках» со всеми удобствами и кондиционерами» сообщает газета "Волжская коммуна" и РИА-Самара.

На предложение «Единой Россией»  отреагировал Художественный совет Грушинского фестиваля в составе: А. Городниций, Г. Васильев, А. Иващенко, О. Митяев, Г. Хомчик, Л. Сергеев, В. Смехов.  Общим мнением члены совета рекомендовали Грушинскому клубу воздержаться от присоединения к ним Платформы, т.к. "Грушинский фестиваль не имеет никакого отношения к происходящему на Мастрюковских озерах."  «Члены художественного совета Грушинского фестиваля считают, что "Грушинский фестиваль со всей своей почти полувековой историей и общественной формой организации достоин государственной поддержки сам по себе без присоединения к нему какого-либо фестиваля, в том числе фестиваля Платформа".

Патриотизм и песня (полностью здесь http://gryzlov.livejournal.com/189665.html#)

 

"Госпрограмма "Патриотическое воспитание граждан России" http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml

Рекомендованный мной список для рассмотрения.

АП: «Гренада» (Виктор Берковский, 1959 – Михаил Светлов, 1926), Булат Окуджава "Песенка об Арбате", «Мы за ценой не постоим», Евгений Агранович  "Я в весеннем лесу пил березовый сок", Михаил Анчаров "Ты припомни, Россия", Александр Галич «Баллада о вечном огне», Владимир Высоцкий "На братских могилах", Юрий Визбор «Виталий Палыч», Евгений Клячкин "Возвращение", Александр Дулов "Размытый путь", Вадим Егоров Облака, Любовь Захарченко "Идет война", Юрий Лорес "Сергиев Посад", Ольга Чикина "Родина",   Марк Мерман "Изложение", Александр Городницкий "Атланты", «Севастополь» (2007)

Барды сталинской эпохи

Васи́лий Ива́нович Ле́бедев-Кума́ч http://gryzlov.livejournal.com/189895.html# - —  автор слов многих популярных советских песен: «Широка страна моя родная», (в сталинских лагерях ее пели иначе:Широка страна моя родная,/Много тюрем в ней и лагерей,/Я другой такой страны не знаю/Где б так зверски мучили людей...)

В период с 1934-го по 1937-й год Лебедевым-Кумачом было написано более ста песен.

Смертельно больной Ильф записал в записной книжке: «Умирать все равно будем под музыку Дунаевского и слова Лебедева-Кумача». Не смешно…».

«…когда немцы подошли к Москве среди творческой интеллигенции началась паника - они просто не верили в победу, а Лебедев-Кумач натурально сошел с ума, когда пытался вывезти из Москвы все свое имущество, но никак не мог загрузить это все в один вагон…» http://www.livelib.ru/book/1000529110

 

В опубликованных в 1982 году отрывках из записных книжек Лебедева-Кумача за 1946 год сохранилась запись: «Болею от бездарности, от серости жизни своей. Перестал видеть главную задачу - все мелко, все потускнело. Ну, еще 12 костюмов, три автомобиля, 10 сервизов... И глупо, и пошло, и недостойно, и не интересно...».Известные психиатры так и не смогли ему помочь. Лебедев-Кумач скончался 20 февраля 1949 года.  Еще за два года до потери рассудка он записал: «Рабство, подхалимаж, подсиживание, нечистые методы работы, неправда - все рано или поздно вскроется...». Что вскроется? Иные исследователи нашли этому объяснение.  http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/bard_stalinsko_epohi_2008-08-06.htm

Джамбул - имя казахского певца-импровизатора (акына), ставшее одним из наиболее знаковых имен советской культуры конца 1930-х — начала 1950-х годов. При жизни Джамбула его сравнивали с Гомером и Руставели, Пушкиным и Шевченко, учили в школе и изучали в институтах, ему посвящали стихи и восторженные панегирики, вручались правительственные награды и ставились памятники.

«..все оказалось, понимаете ли, выдумкой. То есть, конечно, Джамбул Джабаев, как таковой, существовал. Переводы были. Вот только оригиналов не было. Потому что Джамбул был, может быть, и хороший человек, но поэтом он не был. То есть, может быть, и был. Но это никого не интересовало. Потому что так называемые переводы несуществующих творений Джамбула сочинялись русскими поэтами. И они, поэты эти, даже не спрашивали у великого народного певца разрешения. А если бы и захотели спросить, то не смогли бы. Потому что переводчики ни слова по-казахски не понимали. А Джамбул ни слова не знал по-русски. Впрочем, вру. Одному слову его научили: "гонорар". Джамбулу растолковали: всякий раз, когда он подписывался, он должен произнести это великое слово "гонорар". И тогда ему выдадут денег. И действительно, всякий раз, когда Джамбул ставил свой крестик под очередным договором, ему выдавали гонорар. Но один раз получился конфуз. Джамбула привезли в Москву. И среди прочего устроили встречу с ребятами. Пионеры же, окружив Джамбула, стали просить его об автографах. Джамбулу объяснили, что надо поставить свою знаменитую закорючку. Он ее рисовал и при этом приговаривал: "Гонорар". Джамбул ведь был уверен, что платят именно за подпись. О "своих" стихах он ничего не знал. И очень расстроился, когда ему объяснили, что никакого "гонорара" на сей раз не будет. Может быть, несчастный Джамбул был и в самом деле великим поэтом. Ведь он что-то такое напевал. Но никого это не интересовало. Нужны были величавые оды Сталину. Нужны были комплименты в восточном стиле по любому поводу: день рождения Вождя, принятие Сталинской Конституции. За Джамбула трудилась целая бригада русских стихотворцев. Среди них весьма знаменитые: Симонов, например. Уж они-то конъюнктуру знали хорошо. И писали так, что вождю и учителю нравилось. Разумеется, больше всего о нем, о Сталине. Но и подручных не забывали. Например, Ежова. Песню о Ежове в свое время, помнится, очень хвалили. Стихоплеты писали торопливо, много. Когда кто-нибудь из "переводчиков" выдыхался, его заменяли новым. И, таким образом, производство не останавливалось. Фабрику прикрыли только со смертью Джамбула. Скажут: нетипично. А я опять-таки возражу: почему же, очень даже типично. Ведь тут ничего не было против правил. Наоборот, все было по правилам. Великому вождю всех народов нужны были и вдохновленные певцы всех народов. И этих певцов разыскивали в административном порядке. А если не находили, то создавали. Так вот создали и Джамбула. Сама история появления на свет нового великого поэта очень, на мой вкус, типична. Русский поэт и журналист, работавший в 30-е годы в казахской партийной газете (она выходила на русском языке), принес туда несколько стихотворений. Сказал, что записал их со слов какого-то народного певца-казаха и перевел. Стихи понравились. Напечатали. А тут как раз готовилось торжество великое: показ достижений казахского искусства в Москве. Партийный руководитель Казахстана прочел стихи "неизвестного поэта" в газете. И дал команду: разыскать. Кинулись к журналисту: где твой поэт? Тот стал отнекиваться. Видят: парень соврал. А из беды-то надо выходить. Кто-то вспомнил, что видел подходящего живописного старика: играет на домбре и поет, на фото должен получиться хорошо. По-русски старик ни слова не знает, конфуза не будет. Просто надо ему дать ловкого "переводчика". Так разыскали Джамбула. Срочно сочиненное от его имени восхваление Сталину было отправлено в Москву. Сталину ода понравилась. Это было самое главное. Началась новая и невиданная жизнь Джамбула".  Дмитрий Шостакович http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1258047060


 Не буду делать никаких выводов. Просто хочу закончить несколькими строчками из песен.

Анна Ахматова (1916) «Она сначала обожжет, как ветерок студеный, а после в сердце упадет одной слезой соленой». («Песня о песне»)

Дмитрий Сухарев: «Мы живы, покуда поем, покуда не ищем наживы, пока мы стоим на своем, пока наши песни не лживы».

Владимир Ланцберг: «Сверим наши песни, старый мой товарищ…»

Александр Городницкий: «Песни нашего века, мы не услышим впредь, скоро их будет некому с нами уже запеть».

Юрий Лорес «Что же будет с нашей песней, что же будет с песней - ветер допоет».

Булат Окуджава «Все пройдет, чему суждено только она и останется» Песенка о песенке

 

Просмотров: 5093 | Добавил: apksp | Теги: Грушинский фестиваль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Я в жж